Инвесторы из числа представителей разбросанной по миру армянской диаспоры, являющиеся одним из основных локомотивов не слишком динамичной экономики Армении, все чаще и чаще начинают выражать разочарование коррумпированной, по их словам, судебной системой и бюрократической машиной этой закавказской республики. Правительство же, со своей стороны, утверждает, что предоставляет инвесторам диаспоры благоприятные условия.
Данные о доле инвестиций представителей диаспоры в ВВП Армении, насчитывающем 18,17 млрд долларов (самом низком среди закавказских государств), разнятся. По различным оценкам, эта цифра составляет от «60-70 процентов» до всего 10 процентов.
Однако учитывая обширную сеть армянской диаспоры, задача не разочаровать ее представителей является одной из важнейших. «Извлекайте прибыль, строя одновременно государство нашей мечты», – призвал армян диаспоры президент Серж Саргсян на встрече 31 июля в Лондоне.
Правда, в интервью Eurasia некоторые из инвесторов диаспоры заявили, что подобные призывы никак не удается претворить в жизнь.
«Предприниматели армянской диаспоры уходят из Армении, дабы избежать окончательного банкротства», – говорит Валери Ашхен Горцунян, основавшая пользующуюся популярностью компанию по импорту и розничной торговле кофе Le Café de Paris, обеспечивающую в Ереване работой 50 человек.
В результате развода с мужем, армянским джаз-музыкантом Вазгеном Асатряном, Валери утратила в 2007 году контроль над фирмой, когда решением ереванского суда Асатрян получил в собственность половину Le Café de Paris. Это решение, по словам женщины, было принято вопреки заключенному во Франции брачному договору, закрепляющему за Валери Горцунян статус единственной владелицы данного бизнеса.
Столкнувшись с необходимостью уплаты «гигантского» штрафа в 80 млн драмов (200 тыс. долларов) за неуплату налогов – штрафа, который, по словам Горцунян, должен был быть наложен на компанию, а не на нее лично – предпринимательнице диаспоры пришлось в итоге продать оставшуюся у нее половину доли в Le Café de Paris.
Причины, по которым суд проигнорировал условия якобы заключенного Валери Горцунян брачного контракта, пока остаются нам неизвестными. По словам предпринимательницы, ее экс-супруг, известный музыкант, добился такого решения с помощью «подкупа, знакомств и связей на самом верху». Сам Асатрян отказался прокомментировать для Eurasia данное дело.
По словам Валери Горцунян, перебравшейся в январе этого года из Еревана обратно во Францию, «в итоге она уехала из Армении с пустыми руками», вложив в свою компанию с 1995 года порядка 2 млн. долларов.
«Если президент озвучивает обещания и заверения, чтобы мы приезжали и делали инвестиции, он должен обеспечить и добросовестность конкуренции, – негодует предпринимательница. – Коррумпированность судебной системы Армении достигла такого размаха, что там просто невозможно вести дела».
Аналогичные упреки высказывает и инвестор в сфере недвижимости из города Глендейл в штате Калифорния Эдмонд Худян.
В 2010 году Эдмонд Худян обратился в суд с иском на двух своих армянских партнеров по строительной компании «Арин Капитал», Эдуарда Есаяна и Владислава Мангасаряна, обвиняя их в хищении средств компании и подделке своей подписи на документах купли-продажи квартир в тринадцатиэтажном здании в центре Еревана, уже проданных покупателям из числа представителей диаспоры.
Когда компания объявила себя банкротом, означенные покупатели диаспоры не смогли вернуть свои 4 млн долларов, отданные в качестве уплаты за квартиры.
В 2010 году Эдмонд Худян обратился с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении компании «Арин Капитал», однако, по его словам, директора компании, Эдуарда Есаяна, на допрос не вызывали, а у него самого не взяли отпечатков пальцев для проверки утверждений о подделке документов.
«Никаких действий по расследованию этих дел не было предпринято по причине наличия у них влиятельных покровителей наверху», – говорит он о Есаяне, которого называет другом брата президента Саргсяна, Левона.
Левон Саргсян, в прошлом депутат парламента от правящей Республиканской партии Армении, отрицает подобное знакомство.
В ответ на вопрос Eurasia касательно обвинений Худяна в намеренной небрежности при расследовании дела, следователь генеральной прокуратуры Тигран Арутюнян сообщил, что он «сам знает, когда и кого вызывать для допроса».
«На это расследование требуется больше времени, нежели полагают представители диаспоры», – заявил он, вешая трубку.
По аналогичному сценарию разворачивался и процесс инвестирования с участием ряда других армян диаспоры, лишившихся в результате различных сумм – от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов.
Должностные лица высокого ранга поспешили снять с государства вину за потерпевшие крах инвестиции. В целом, потери зарубежных армянских инвесторов «невелики, и виновато здесь не государство, а отдельные обманщики и незнание армянами диаспоры законов Армении», – заявил зампред Комитета госдоходов Армен Алавердян.
На взгляд же организации, отстаивающей интересы армян диаспоры, дело обстоит совсем иначе. Главные препятствия на пути зарубежных армянских инвесторов возникают, когда представители элиты пускают в ход свои связи с бюрократией, полагает вице-президент Палаты адвокатов Николай Багдасарян, входящий в состав инициативной группы по защите прав инвесторов армянской диаспоры.
«Подделываются документы, и с помощью этих «законных» документов все отбирается и отчуждается, а когда инвестор [диаспоры] обращается в суд, объявляется ложное банкротство», – утверждает он.
Международные наблюдатели давно выражают недовольство Арменией в связи с состоянием ее судебной системы, предположительно обслуживающей интересы исполнительной власти, а также засильем коррупции в органах власти. В отчете Госдепа США о соблюдении прав человека в странах мира за 2012 год коррупция называлась «серьезной проблемой».
«Чиновники нередко и совершенно безнаказанно занимаются мздоимством, а власти принимают весьма ограниченные превентивные меры», – отмечается в этом документе. От судов же в Армении ожидается, что они «почти по каждому делу признают обвиняемых виновными».
Между тем министр по делам диаспоры Армении Грануш Акопян убеждена, что диаспора Армении по-прежнему верит в искренность властей. «Эти дела не повлияют на общее настроение инвесторов диаспоры в отношении Армении», – сказала она Eurasia.
«Вопрос здесь не столько в доверии, сколько в экономической рентабельности» отдельных инвестиций, подчеркнула она.
Это мнение разделяет и министр экономики республики Тигран Давтян, сообщивший Eurasia, что «серьезные инвесторы» учитывают «скорее весомые международные рейтинги», якобы свидетельствующие об оздоровлении делового климата в Армении, а также «макроэкономические показатели», зафиксировавшие за первые пять месяцев 2012 года 8-процентный рост, а не отдельные случаи» неудачных инвестиций.
«Естественно, мы хотим, чтобы наши соотечественники не покидали в разочаровании Армению, но не каждый может достичь успеха в бизнесе», – заявил министр.