Христианский собор в Бахрейне должен стать новым центром католической церкви на Аравийском полуострове. Это государство Персидского залива намерено продемонстрировать свою открытость миру – в конце концов, многие гастарбайтеры в Бахрейне являются христианами. Однако мусульмане страны активно выступают против предложенного проекта.
Все это напоминает споры о мечетях в Германии. Ватикан хочет построить в мусульманском Бахрейне, расположенном в Персидском заливе, огромный собор, и по размеру он должен быть сопоставим с большим торговым центром. Радикальные мусульмане протестуют: они считают это поруганием священной арабской земли и отрывом от их собственной культуры. Король этого небольшого государства, которое после восстания в 2011 году становится все более неспокойным, пока занимает жесткую позицию: строительство церкви будет продолжено. Сам король рассматривает этот храм как «доказательство религиозной и культурной открытости» Бахрейна.
Новый собор должен стать самой большой христианской церковью в Персидском заливе. Ватикан намерен сделать ее своей штаб-квартирой в этом островном государстве на Аравийском полуострове. Кроме того, Рим теперь хочет управлять из Бахрейна своей новой апостольской епархией, в которую входят Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн и Кувейт. Район Персидского залива является мусульманским, но среди большого количества гастарбайтеров из азиатских стран есть и миллионы христиан.
Как сообщает агентство AP, 68 исламских ученых недавно выступили против этого проекта в письме, направленном королю Хамаду бин Асса аль-Халифу. Проповедник Адель Хассан аль-Хамад в своей пятничной молитве возмущенно заявил: «Тот, кто говорит, что церковь есть место почитания Бога, тот уже отступил от истинной веры». Король, по его мнению, должен поддерживать ислам, который «по своей ценности намного превосходит христианство». Государство удалило этого фанатичного проповедника из его мечети, однако, как оказалось, не надолго – после протестов других священнослужителей и призывов в интернете, королевский дом был вынужден уступить и позволить ему вернуться. Но церковь, тем не менее, должна быть построена, а земельный участок для этого пожертвовал сам монарх.
Для руководства Бахрейна эта полемика является политической проблемой. С одной стороны, это бедное полезными ископаемыми государство хочет быть привлекательным как центр банковских и других услуг. Церковный запрет не вписывается в эту картину, и в стране уже действуют более 35 церквей. С другой стороны, в этом государстве с 2011 года происходят волнения. Восстание шиитского большинства было подавлено. В связи с этим зависимость суннитского королевского дома от своего собственного населения увеличилась, и критика со стороны радикальных суннитских проповедников может стать опасной для монарха. Шииты также протестуют против строительства штаб-квартиры Ватикана. Они требуют проведения политических реформ для себя вместо церквей для иностранцев.
В странах Персидского залива своих христиан практически нет, и там проживают только сунниты и шииты. Однако эти богатые нефтью государства зависят от гастарбайтеров. Собственное население слишком немногочисленно и не обладает необходимой квалификацией, поэтому стране нужны иностранные эксперты и менеджеры. Большинство гастарбайтеров приезжает из Азии. Среди них есть и христиане из таких стран, как Филиппины, Индия и Египет.
Самые жесткие условия существуют в Саудовской Аравии: в стране пророка Мухаммеда и зарождения ислама церквей нет. Кресты и другие церковные символы там выставлять нельзя. Радикальные мусульмане даже утверждают, что немусульмане не имеют права находиться на территории королевства. Вместе с тем принято считать, что это относится только к таким священным городам, как Мекка и Медина. Глава Аль-Каиды Усама бен Ладен упрекал саудовский королевский дом в том, что размещение американских войск в ходе войны в Кувейте против Саддама Хусейна осквернило страну.
Другие государства Персидского залива более толерантны. Так, например, в эмирате Катар есть церковь для азиатских гастарбайтеров. Однако и ситуация с местными христианами в регионе становится все более сложной. Из Ирака бежали представители христианских общин, которые затем оказались в разных ближневосточных государствах. Их преследовали сунниты. В Сирии христиане, являющиеся меньшинством, вынуждены поддерживать режим Асада, ведущего борьбу против руководимого суннитами восстания. Поэтому христиане там могут стать объектами для нападения со стороны радикально настроенных повстанцев.
В Египте 10% населения составляют коптские христиане, и они опасаются дискриминации со стороны суннитско-исламистского руководства. Папа Бенедикт, отправляющийся в конце следующей недели с визитом в Ливан, будет говорить об этом регионе как о месте зарождения христианства.