10 сентября 2012 года в Алма-Ате (Казахстан) прошла пресс-конференция, на которой был представлен жесткий доклад «Нефть и забастовки: нарушения трудовых прав в нефтяном секторе Казахстана», подготовленный американской правозащитной организацией Human Rights watch.
В докладе скрупулезно собраны многочисленные факты нарушений прав нефтяников Мангистауской области как до, так и во время забастовки, что в конечном итоге вылилось в события 16 декабря 2011 года в Жанаозене.
Хью Уильямсон (директор отделения по Европе и Центральной Азии) и Мира Ритман (исследователь по Центральной Азии) рассказали об основных выводах 134-страничного доклада, охватывающего многомесячное противостояние работников нефтяной отрасли, руководства предприятий и местных органов власти.
Казахстан не соответствует стандартам Международной организации труда, такой ключевой вывод сделали правозащитники из Human Rights watch. Более того, по их мнению, именно репрессивные действия властей привели к трагической развязке многомесячной забастовки нефтяников в западном Казахстане.
- Репрессивные законы и практика злоупотреблений правительства и компаний нарушает право на забастовку и коллективные переговоры, а также право на свободу ассоциаций, - в самом начале пресс-конференции отметила Мира Ритман, после чего рассказала о пяти основных выводах доклада правозащитной организации.
- В казахстанском законодательстве существует общий широкий запрет забастовок во многих чувствительных областях, в которую входит и нефтяная отрасль. И во всех трех нефтяных компаниях, о которых шла речь в отчете, местные суды постановили, что забастовки являются незаконными, ссылаясь на эти положения законодательства. Однако Международная организация труда пришла к выводу, что нефтяной сектор не является жизнеобеспечивающей отраслью. Общий запрет на забастовки на таких опасных для работы объектах значительно ограничивает права работников на защиту их трудовых прав, - сообщила М.Ритман.
Второй основной вывод, сделанный правозащитниками: в национальном законодательстве содержатся чрезмерные ограничения права на коллективные переговоры и права работников предъявлять претензии, связанные с условиями труда.
- Третий основной вывод связан с тем, что компании и местные органы власти вмешивались в деятельность профсоюзов, в частности, представители рабочих и профсоюзов за легитимную деятельность подвергались наказанию в виде лишения свободы. Международная организация труда говорит, что работники могут свободно вступать в трудовые споры, которые должны быть лишены какого-то бы то ни было насилия и давления, - продолжила она, приведя несколько характерных примеров, один из которых касался ареста и суда над Натальей Соколовой, юриста профсоюза работников Каражанбасмунай. «Ее посадили в тюрьму за законную деятельность, связанную с работой профсоюза, и хотя ее позже отпустили, но ее заключение на тот момент явилось значительным ограничением трудовых прав рабочих», - высказала Мира Ритман мнение своей организации.
М.Ритман отметила: в докладе рассказывается, как представители органов власти разгоняли участников забастовки с применением силы, и привела еще ряд примеров преследований активистов.
- В общей сложности, за участие в мирных забастовках в западном Казахстане было уволено свыше двух тысяч работников трех компаний. И Международная организация труда говорит о том, что все наказания, связанные с легитимной деятельностью по забастовкам, должны быть соразмерными несоблюдению каких-то правил. Увольнение же работников за их участие в забастовке не является соразмерным наказанием, учитывая те нарушения права на коллективные переговоры и права на проведение забастовок, которые были допущены. Кроме того, HRW задокументировала случаи, когда работников увольняли в нарушение национального законодательства, - продолжает она перечислять нарушенные Казахстаном положения Международной организации труда.
Наконец, HRW задокументировала то, как «власти использовали ограничительные положения законодательства в области мирных собраний, чтобы задерживать активистов оппозиции и других лиц, участвовавших в протестах, а также лиц, которые выезжали на запад Казахстана для осуществления мониторинга или с целью оказания поддержки работникам нефтяных компаний».
«Нарушения трудовых прав в нефтяном секторе на западе Казахстана, как они задокументированы в этом докладе, служили фоном как для декабрьских столкновений, так и для развернутого правительством в начале 2012 г. преследования наиболее активных критиков, многие из которых поддерживали нефтяников», - говорится в докладе.
«По сути забастовки закончились 16 декабря из-за вспышки насилия. Последующие месяцы власти сфокусировались на активистах оппозиции и на работниках нефтяных компаний, которые наиболее активно выступали против нарушений», - указала М.Ритман. Вот почему «HRW серьезно озабочена тем, что власти воспользовались трагической вспышкой насилия, чтобы «ответить» тем рабочим, которые воспользовались своим законным правом на проведение забастовки».
«В соответствии с международными правозащитными нормами, побуждение уволенных работников к продолжению протестных действий является законной формой реализации права на свободу слова», указано в докладе. То есть то, что вменяется троим «разжигателям» социальной розни, находящимся на скамье подсудимых.
Со своей стороны Хью Уильямсон заметил, что «Казахстан является уважаемым экономическим игроком, но поскольку Казахстан имеет амбиции быть еще и глобальным политическим игроком, то ему следует играть по международным правилам».
По его словам, «Казахстану предстоит еще долгий путь, чтобы соответствовать стандартам прав человека».
Вместе с тем участники пресс-конференции сообщили, что они внимательно следят за проходящим в Актау процессом над В.Козловым, С.Сапаргали и А.Аминовым, и HRW уже делала заявления в связи с нарушениями прав подсудимых.
В заключение пресс-конференции Мира Ритман поведала, что на прошлой неделе они провели встречи в Астане с официальными лицами, где озвучили свою позицию и «призвали власти Казахстана уделить внимание тем серьезным нарушениям, которые стали причиной возникновения и послужили развитию напряженной ситуации на западе страны».
Доклад Human Rights watch стал очередным свидетельством того, что за рубежом вполне четко понимают, что на самом деле привело к декабрьской трагедии и кто является
действительным виновником случившегося. О том же заявляли и другие международные правозащитные организации и политики, в том числе и Верховный комиссар ООН по правам человека. И только официальная Астана продолжает упорно гнуть свою линию, называя «белое черным, а черное белым».