Давно ожидаемая битва между Китаем и Соединёнными Штатами началась, но она ведётся не за острова, которые Китай называет Дяоюйдао, а Япония - Сенкаку, и на которые, как утверждает теперь Вашингтон, распространяется американо-японский договор о безопасности.
Настоящая битва, как оказывается, ведётся за автомобильные запчасти - США подали в понедельник иск против Китая в ВТО, обвинив Пекин в том, что он субсидирует экспорт стоимостью в 7,2 миллиардов долларов на американский рынок. Это ответный удар США на пошлины, которые Пекин ввёл (3,3 миллиарда долларов) на их экспорт автомобилей и "внедорожников" на китайский рынок.
Между тем, что касается островов Дяоюйдао (Сенкаку) как таковых, то там происходит заметный отход. Напряжённость, по-видимому, послужила чрезвычайно полезной цели как для Токио, так и для Пекина, так как ксенофобия помогла раздуть националистический угар, который, в свою очередь, отвлёк внимание от политических проблем дома в обеих странах. Никто в здравом уме не посчитал битьё в боевые барабаны чем-то большим, чем музыкой ритмической группы.
Настоящей выигравшей стороной в напряжённости из-за Дяоюйдао (Сенкаку) в последние несколько недель является, конечно же, Вашингтон. Он использовал растущий прилив национализма в Японии, чтобы безнаказанно развернуть систему противоракетной обороны [ПРО] на японской территории. Это первоклассная сенсационная новость. С этим развёртыванием американская дуга ПРО вокруг России сжимается ещё сильнее.
Развёртывание ПРО в Японии якобы направлено против северокорейских ракет, в то время как российские комментаторы настаивают, что она направлена против Китая, но в действительности это часть глобальной стратегии США по достижению ядерного превосходства, что влечёт за собой развенчание утверждений России о том, что она поддерживает глобальный стратегический баланс с США, несмотря на свою потерю статуса сверхдержавы.
Ракетный потенциал Китая и его ядерное оружие находятся на зачаточной стадии развития, и Пекину потребуется несколько десятилетий, прежде чем он сможет бросить вызов США. Тем временем только Россия в обозримом будущем является единственной державой на Земле, которая может уничтожить США. Попросту говоря, Вашингтон хотел бы превратить Россию в одну из региональных держав в Евразии. Развёртывание ПРО в Японии является продолжением кольца, которое США уже установили вокруг европейской части России, а также в Турции и Катаре в Персидском заливе.
Вопрос ПРО вряд ли будет представлять общий интерес для России и Китая. Точно так же, как Россия достаточно умна, чтобы оставаться "неприсоединившейся" в отношении страданий Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и Пекин может оставить Россию в одиночестве в плане соглашения по американской ПРО. Более того, издание Global Times даже предположило, что разногласия между США и Россией в отношении вопроса ПРО не следует воспринимать всерьёз.
Китай очевидно обеспокоен развёртыванием ПРО в Японии, и его озабоченность сходна с озабоченностью России, но он хотел бы расширить свои возможности по-своему (с китайскими особенностями), не смешивая их с озабоченностью России. Это те редкие моменты, когда сложности российско-китайского "всеобъемлющего совместного стратегического партнёрства" выходят на поверхность.
В конечном счёте Китай пользуется намного более приемлемой "репутацией" в США, чем Россия. Недавний доклад проекта Pew Research Centre в этом отношении является откровением. Большинство американцев считают Китай конкурентом, а не врагом. Несомненно, существует и дефицит доверия. Но что любопытно, оценки американских экспертов (и взгляды американских влиятельных кругов) определённо помогают Китаю.
Только около 30% специалистов, занимающихся стратегией, отнеслись бы к превращению Китая в мировую державу как к угрозе для США. Разрыв между общественным восприятием Китая и мнением осведомлённых лиц является поразительным - почти полная противоположность ситуации в Индии.