Утрата Западом былой силы приводит к неустойчивому состоянию его идентичности.
В западных обществах происходят значительные трансформации с точки зрения таких понятий, как «раса», «религия», «гендер». С возрастающим наплывом мигрантов из отсталых регионов, и особенно - из стран мусульманского мира, нарушается демографическая структура Запада. Все более очевидным становится наличие множества новых этнических и религиозных групп. В то время, как численность местного христианского населения неуклонно снижается, мусульманское население стремительно растет. В подобных условиях западные общества испытывают чувство опасности и беспокойства. Осознавая, что собственная идентичность становится размытой, западные общества, чтобы ее укрепить, занимают непримиримую позицию по отношению к мусульманам, в которых видят причину происходящих тягостных событий, и враждебно воспринимают их как «чужих». Таким образом, распространяется и набирает силу исламофобия.
На сегодняшний день 49% американцев открыто признаются, что они не симпатизируют мусульманам. В опросах общественного мнения, проведенных сразу после 11-го сентября 2001 года, эта цифра составляла 39%. В Европе наблюдается аналогичная картина. Если накануне 11-го сентября неприязнь по отношению к мусульманам усугублялась в связи с важными политическими вопросами, то сегодня в силу вышеперечисленных событий такая реакция направлена против собственно исламской религии и всех мусульман.
Что касается самих мусульман, ощущение оскорбленного положения, угнетенности, отсталости, обездоленности подталкивают их к социально-психологическому разрушению и формируют чувство униженности. Это лишает их собственной идентичности. С целью обозначить свое право на равные возможности мусульмане выражают протест через действия, наполненные гневом и ненавистью, сопротивляются смерти, не оставляют борьбу. Они восстают, чтобы быть свободными и заставить себя уважать. На грани порабощения, давления, нужды, бедности и отчаяния мусульмане ищут выход и спасение. Чувствуя, что их игнорируют, не принимают за людей, мусульмане начинают враждебно (вплоть до ненависти и насилия) относиться к диктаторам и их безжалостным режимам, на которых возлагают основную вину, а также к подкрепляющему их Западу, организуют протесты, восстания. Этот процесс или даст мусульманам возможность существовать и возродиться, или же станет их концом. Происходящие сегодня события превращаются в своего рода фобию перед Америкой и Западом. В таких условиях разве исламофобия не является для мусульман возможностью найти себя и заново построить свою идентичность? Если бы не было синдрома 11-го сентября, а также оккупации Афганистана, Ирака, был бы исламский мир в таком состоянии, как сегодня? Возникла бы «арабская весна»?
Трансформации в исламском мире, которые ускорились с наступлением «арабского пробуждения», - продолжение и отражение демократических изменений, начавшихся в Турции. Эти «великие трансформации» стали результатом собственной внутренней динамики мусульманских обществ, а силовым центром изменений и первопроходцем стала Турция.
По случаю съезда «Партии справедливости и развития» в Турции собрались пионеры революций в исламском мире: президент Египта Мурси, лидер революции в Тунисе Ганнуши, лидеры революции в Ливии, лидер ХАМАСа Халед Машаль, лидер перемен в Киргизии Алмазбек Атамбаев и многие другие акторы изменений нового исламского мира и Турции.
Те, кто полагает, что патент на «арабскую весну» принадлежит США, должны по-новому интерпретировать эту картину. Этот съезд не проходит в США и не является партийным съездом республиканцев или демократов. Место встречи – Турция. Новая Турция, новый Ближний Восток и новый исламский мир встретились в Анкаре. Это важный посыл для США и Запада.
Можно полагать, что США и Запад на почве исламофобии внесли только негативный вклад в эту картину. Данный процесс был приведен в движение через боль, кровопролитие, оккупации, унижения, вышел за пределы и набрал невероятную скорость. Между тем расчеты западных стран обернулись обратной стороной: хотели подавить – восстали, унижали – вступили в борьбу за чувство собственного достоинства, стремились убить – набрали силу.
Несмотря на всех противников мусульманской религии, на Западе продолжилось и продолжается восхождение ислама. Так, например, в США неподалеку от разрушенных в ходе теракта 11-го сентября башен-близнецов был открыт исламский культурный центр, в районе Бруклин в Нью-Йорке мусульмане открыли новую мечеть под названием «Эйюп Султан». В Германии была принята конвенция, официально признающая исламскую религию.
Итак, для исламского мира совершаемые в силу исламофобии нападения превращаются в новые возможности. Если мусульманам удастся избежать экстремистских провокаций и бесконтрольной реакции с проявлением насилия, то, возможно, откроется путь к более важным возможностям. Если усилия по обеспечению солидарности, сближения и союза между мусульманами на основе Организации исламского сотрудничества (ОИС) удастся преобразовать в институциональную и устойчивую миссию, то статус-кво Запада на Ближнем Востоке может быть разрушен. И исламский мир с помощью ОИС может превратиться в мирового актора. При этом Турция способна занять лидирующие позиции, стать генератором и носителем данных идей. Однако исламскому миру и мусульманам необходимо с проникновением, сдержанностью, благоразумием и вниманием относиться к глобальным провокациям. Необходимо исключить возможность какой бы то ни было внутренней мазхабной и этнической напряженности. Необходимо, укрепляя решимость, строить диалог, солидарность, сотрудничество и поддерживать стабильность.