Поражение Саакашвили – дело рук США? В избирательной кампании победившей партии активно участвовали специалисты из-за океана
Парламентские выборы в Грузии закончены, голоса почти подсчитаны, радость победившей оппозиции улеглась, и стало видно, что ее положение, несмотря на полученные результаты, довольно шаткое. Лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили собирается назначить своих министров, но кандидатуру премьера все-таки утверждает президент Михаил Саакашвили, и если парламент трижды с ней не согласится, президент имеет право отправить его в отставку и назначить новые выборы. Тогда стороны вновь окажутся на исходных позициях. Ясно, что «Грузинская мечта» этого не хочет. Понятно, что Саакашвили за исключение такой возможности потребует что-то взамен. Значит, предстоит большой и долгий торг.
Какова же сейчас расстановка сил? По данным Центризбиркома Грузии, на утро четверга обработано 99,5% бюллетеней, по пропорциональным спискам лидирует «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили с 54,92% голосов. На втором месте – «Единое национальное движение» Саакашвили с 40,35%, сообщает агентство «Новости-Грузия». При таком раскладе бывшая оппозиция получает 83 депутатских мандата, оппозиция же нынешняя займет 67 кресел.
Впрочем, в блоке «Грузинская мечта» надеются на более высокие результаты. Там заявили, что еще рано говорить, сколько депутатов прошли в парламент по мажоритарным спискам, так как не подведены соответствующие итоги голосования. Также коалиция настаивает на пересмотре результатов голосования на тех участках, где были замечены нарушения. С учетом этого бывшая оппозиция надеется максимум на 97 мест, минимум – на 91 место, информирует «Грузия Online».
В будущем году в связи с политической реформой главным в Грузии станет премьер-министр, а президент сделается зависимым от него. К тому же кандидатуру главы парламента будет выдвигать правящая партия. С учетом этого эксперты ожидают, что Иванишвили захочет стать не президентом, а именно премьер-министром. Но сейчас Саакашвили его не утвердит.
Политическое будущее самого Саакашвили выглядит довольно туманным. Его полномочия истекают в 2013 году. Пойти на третий срок ему не позволит закон, а в министры не пропустит парламентское большинство. Помнится, Лех Валенса в Польше, оказавшись в подобной ситуации в 1995 году, вернулся на последнее место работы – аккумуляторщиком на судостроительной верфи. Думается, и Саакашвили примут обратно в ту самую американскую юридическую фирму, в которой он когда-то начинал свою карьеру.
Но пока у него есть пространство для маневра. Аналитики считают, что в ходе торга с Иванишвили он попытается сохранить посты силовых министров за своими сторонниками, чтобы обеспечить себе комфортное пребывание на посту президента до окончания срока.
Во имя обеспечения этой цели уже прозвучала практически открытая угроза из уст спикера действующего парламента Давида Бакрадзе, который заявил, что президенту сейчас ничто не мешает представить новому парламенту «свою команду» – например, правительство экс-главы МВД Вано Мерабишвили. Если парламентское большинство его не утвердит, за этим «последует политический кризис, а через шесть месяцев можно будет назначить досрочные парламентские выборы». «Конституция позволяет сделать это, – заявил вчера спикер парламента. – Но мы этого не сделаем, потому что уважаем выбор грузинского народа. В свою очередь, мы ждем, что и наши оппоненты проявят элементарное уважение».
Довольно ясный сигнал, не понять который способен разве что «альтернативно одаренный» политик. Иванишвили к таковым, безусловно, не относится и, конечно, все понял правильно. Об этом свидетельствует изменение тональности его заявлений сразу после выборов и немного погодя. Так, узнав о признании президентом проигрыша на выборах, Иванишвили с места в карьер призвал того добровольно уйти в отставку, а также вернуть ему в течение недели грузинское гражданство. Через несколько часов секретарь Совбеза Грузии Георгий Бокерия ответил лидеру победившей коалиции: «Хочу всем и Бидзине Иванишвили напомнить, что президентские выборы состоятся в 2013 году, и мы надеемся, что они пройдут в такой же демократической обстановке, как и парламентские выборы».
И уже на следующий день политик, являющийся сейчас, по некоторым данным, апатридом (человеком без гражданства), а по другим сведениям – гражданином Франции, смягчился. «Я не раз заявлял, что мы готовы к конструктивному сотрудничеству с представителями действующей власти, в том числе и с президентом», – сказал он.
Дальнейшее изучение обусловленных законодательством возможностей президента заставило его проявить еще бóльшую осторожность. Он признал, что Михаил Саакашвили «расставил много ловушек в Конституции», и что коалиция изучает, как не попасть в эти «ловушки». Правда, состав нового правительства он все равно обсуждает со своими сторонниками, и на новые выборы, которые может устроить Саакашвили, будучи загнанным в угол, идти не хочет.
Анализируя сейчас причины поражения партии Саакашвили, эксперты говорят, что он слишком увлекся второстепенными реформами, позабыв про население, – в частности, провел реформу ЖКХ, после которой резко выросли цены за услуги коммунальщиков, и не создал новые рабочие места для безработного населения. «Грузинская мечта», наоборот, пообещала снизить тарифы ЖКХ и трудоустроить безработных. Только двумя этими обещаниями объясняется половина успеха оппозиционной коалиции, и выполнить их будет очень нелегко, говорит эксперт Гела Васадзе, слова которого приводит «Коммерсантъ». Но выполнять придется: бывшая партия власти, которая становится оппозицией, будет рассматривать действия «Грузинской мечты» под лупой.
Директор Института стратегических исследований Александр Рондели не исключает, что победа оппозиционной коалиции может оказаться на руку России. «России нужен выход на Армению, – говорит он. – Россия от Грузии не откажется никогда. Чтобы контролировать Кавказский регион, ей нужно контролировать Грузию. Извне сделать это невозможно: сегодня иная ситуация в мире. Но изнутри это можно сделать без особых потерь для имиджа».
Кстати говоря, первым дипломатом, с которым встретился лидер оппозиции, был не кто иной, как американский посол Ричард Норланд. И это вовсе не удивительно в свете последних публикаций прессы. Так, газете «Известия» удалось ознакомиться с документами американского Минюста, согласно которым Бидзина Иванишвили потратил на лоббизм своей персоны в США более трех миллионов долларов. В частности, компании National Strategies в соответствии с заключенным договором было поручено убеждать американских политиков в необходимости поддержки демократии в Грузии и проведении свободных и прозрачных выборов. Они должны были продвигать позитивный имидж Иванишвили, работая с журналистами, издателями, членами конгресса и сотрудниками Администрации Президента США. Думается, им это было нетрудно: ведь руководитель National Strategies Альфред Гордон в свое время работал в команде бывшего губернатора Нью-Йорка, видного представителя Демократической партии США Марио Куомо (достаточно сказать, что сейчас пост губернатора Нью-Йорка занимает его сын Эндрю).
Все это наталкивает на мысль о том, что победа Иванишвили есть не что иное, как воплощение в жизнь намерения нынешней американской администрации избавиться от одиозного Саакашвили, доставшегося им «в наследство» от республиканцев, заменив его на более приличного, но не менее проамериканского политика. В этой связи крайне наивными представляются рассуждения некоторых отечественных политиков о том, что «ну вот теперь-то отношения России и Грузии наладятся».
Симптоматично, что Иванишвили начал свое общение с Москвой с того, что захотел убедить ее в том, что в стремлении Грузии в НАТО нет ничего страшного. Неудивительно, что, как он сам признал, никаких сигналов из Кремля ему не поступало, а на вопрос, звонил ли ему Владимир Путин, Иванишвили ответил: «Не звонил, но, может быть, позвонит». Сомнительно, впрочем, что это произойдет, ибо в Кремле наверняка есть понимание того, что к обоим грузинским лидерам как нельзя лучше подходит поговорка «хрен редьки не слаще».