Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал сограждан готовиться к войне. Воинственная риторика, адресованная населению, вкупе с переброской в район армейских подкреплений все больше напоминает подготовку к полномасштабному вооруженному конфликту.
«Вы должны быть в любой момент готовы пойти на войну. Если вы к этому не готовы, то это не государство; если вы к этому не готовы, то это не нация. Как говорили наши предки: хочешь мира – готовься к войне», – заявил Эрдоган. Свои слова он подкрепил конкретными мерами. К границе с Сирией перебрасывают все новые воинские части и боевую технику, а турецкие ВМС могут в любой момент появиться у берегов Сирии.
Турецкие военные также неизменно отвечают огнем на все случаи падения снарядов из Сирии, даже если обходится без жертв. В Анкаре уверены, что обстрел турецкой территории ведут сирийские войска. Впрочем, установить истину сейчас затруднительно, поскольку повстанцы и части сирийской армии ведут бои у самой границы – полным ходом идет борьба за контроль над пропускными пунктами. Минометы есть у обеих сторон. Кроме того, не исключены сознательные провокации со стороны оппозиции, часть которой давно ратует за иностранное военное вмешательство.
У Анкары есть свои мотивы для вмешательства. Дамаск неоднократно использовал курдов как средство давления на Турцию, когда между странами возникала напряженность. Так было при предыдущем президенте Хафезе Асаде, так происходит и сейчас, когда на фоне ухудшения двусторонних отношений в Турции активизировались курдские боевики.
Поэтому Анкара вполне может оказаться готовой к военному вмешательству, чтобы положить конец режиму Асада, а заодно взять под контроль курдские районы Сирии и обезопасить себя от новых партизанских рейдов.
Параллельно Анкара призывает передать власть в Сирии вице-президенту Фаруку аш-Шараа. По словам главы МИД Турции Ахмеда Давутоглу, аш-Шараа не причастен к убийствам демонстрантов в ходе антиправительственных протестов и знает сирийский госаппарат изнутри. Что немаловажно, вице-президент является суннитом и оппозиция готова принять его в качестве переходного главы государства. Не исключено, что Анкара просто устала ждать, пока разношерстные группировки сирийской оппозиции договорятся между собой, и решила продвигать реальную альтернативу Асаду.
Вспышка напряженности на границе совпала с активизацией боевых действий в самой Сирии. В минувшие выходные ожесточенные столкновения между армией и боевиками происходили в Алеппо. Похоже, войска всерьез решили вытеснить отряды повстанцев из экономической столицы страны, тем более что ранее Башар Асад распорядился перебросить туда мощные подкрепления. Боями был охвачен север города – армия вела наступление в районах Баб аль-Хадид и Шаар. Наблюдатели утверждают, что это были самые тяжелые столкновения за три месяца.
Продолжались войсковые операции в предместьях Дамаска, в центре страны в районе Хомса и на юге у границы с Иорданией. В надежде подорвать боевой дух оппозиции министр обороны Сирии генерал Фахд Джассим аль-Фрейдж пообещал амнистию всем «раскаявшимся» боевикам».
Однако у режима явно не хватает сил, чтобы дать отпор оппозиции на всех фронтах. В провинции Идлиб, на севере страны, повстанцам удалось захватить населенный пункт Хирбет аль-Джуз.