Самое читаемое


Библиотека


Архив

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 


Социальная сеть







Лента новостей

31.10.24 04:23
Инфляция в Германии в октябре резко ускорилась
30.10.24 18:03
Президент ОАЭ объявил о создании нового фонда
06.10.24 12:50
​Президент ОАЭ и правитель Дубая обсудили пути развития страны
05.10.24 12:55
Евросоюз начал крупнейшую торговую войну с Китаем из-за электромобилей
05.10.24 11:47
Президент Алиев раскритиковал США за антиазербайджанскую позицию
05.10.24 11:35
В Баку с официальным визитом
24.09.24 00:42
Состоялось первое заседание Милли Меджлиса Азербайджанской Республики седьмого созыва
15.09.24 01:30
Нидерланды готовятся объявить чрезвычайное положение для борьбы с потоком мигрантов
14.09.24 21:32
Переговоры Байдена и Стармера завершились. О решении не сообщили
14.09.24 21:15
США помогают Израилю усилить ВВС
13.09.24 23:55
Подписано соглашение о размещении войск бундесвера в Литве
13.09.24 13:42
Бидзина Иванишвили лично возглавил предвыборный список «Грузинской мечты»
13.09.24 12:53
Германия в серьезном кризисе: страна под угрозой деиндустриализации
06.09.24 02:31
Глава СГБ Узбекистана предложил помочь талибам в борьбе с терроризмом
03.09.24 18:47
Папа начал визит в страны Юго-Восточной Азии и Океании
30.08.24 21:45
Спасение танкера в Красном море осложняет взрывчатка на нем
29.08.24 15:54
Омбудсмен: В Азербайджане продолжается эффективное применение принципа защиты прав человека
29.08.24 14:03
Авигдор Либерман: Я лучший кандидат на пост премьера
28.08.24 16:27
Эксперт: Падение уровня Каспия в ближайшие 10 лет может составить не менее 1 метра
27.08.24 20:55
Власти КНР признали 95-летнего епископа
27.08.24 20:16
В Кабуле возмутились решением США передать угнанную из Афганистана авиатехнику Узбекистану
27.08.24 20:08
Более 70 человек погибли в пакистанском Белуджистане в ходе масштабной атаки сепаратистов
27.08.24 19:51
Николай Патрушев: Темпы обновления флота РФ не отвечают требованиям сегодняшнего дня
27.08.24 19:42
Президент Грузии официально назначила парламентские выборы на 26 октября
25.08.24 12:10
Терпение и диалог: ключ к миру в словах Папы Франциска
23.08.24 17:51
Глава Минобороны Грузии встретился с новым послом Великобритании
23.08.24 17:31
Президент Азербайджана: Сегодня мы стали официально союзниками с Узбекистаном
23.08.24 14:20
На фоне боев в Судже немцев призвали и дальше экономить газ
20.08.24 15:02
Австралия и Индонезия заключили оборонное соглашение
19.08.24 13:23
Достижения сухопутных портов Китая в цифрах
18.08.24 23:37
Порт в Одесской области снова попытаются продать: цена вдвое выше, чем в последний раз
18.08.24 11:26
Катар призвал Иран не атаковать Израиль из-за прогресса на переговорах по Газе
19.05.24 11:10
ООН приветствует доставку помощи через плавучий пирс, но призывает открыть и сухопутные маршруты
19.05.24 09:21
Президент Садыр Жапаров принял Вице-премьера Государственного Совета Китая Лю Гочжуна
08.02.24 11:00
Блестящая победа Президента Ильхама Алиева на выборах обусловлена непоколебимой верой народа в своего лидера
Социальная структура и религия в Турции
21 октября [02:02] Аналитика Религия



Группа исследователей под руководством известного турецкого социолога Бахаттина Акшита подготовила портрет религиозности Турции. 
 
Результаты исследования на тему «Социальная структура и религия в Турции», проводимого исследовательской группой с 2008 по 2011 годы, были опубликованы в издании под названием «Религиозность в Турции». В чем состоит социальное значение религии в стране? Как общество относится к религии? Чем измеряется религиозность? Как она воспринимается? Каким образом отношение к религии влияет на повседневные образцы поведения общества, социальные отношения, межличностное восприятие? Где проходят границы консерватизма, религиозности, светскости? Ответы на эти и многие другие вопросы предлагает исчерпывающий анализ, проведенный Бахаттином Акшитом совместно с другими крупными социологами Турции – Реджепом Шентюрком (Recep Şentürk), Ондером Кючукуралом (Önder Küçükural) и Куртулушем Дженгизом (Kurtuluş Cengiz). В рамках исследования были проанализированы результаты социологических опросов и интервью, проведенных в 25 и 8 илах соответственно, сделанные выводы обеспечивают основу для обсуждения, выходящего за рамки поверхностных оценок.

 В монографии проблема религиозности рассматривается в рамках пяти основных осей напряженности. Первую линию образует различие между светскостью и священностью. На второй оси расположены современность и традиционность. На третьей оси напряженности исследуются вопросы, связанные с тем, как существует и проявляется религия в «общественной» и «частной» сферах. Четвертая ось принимает во внимание связь между религиозными канонами священных писаний и религиозной практикой, а также возникающие в этой связи проблемы. Пятая область напряженности связана с противоречием между вопросами о том, какие сферы повседневной жизни регулируются религиозным знанием, а какие – научным. Иными словами, книга, позволяющая взглянуть на волнующие практически каждого человека вопросы через зеркало общественного мнения, предоставит возможность найти близкие идеи и образцы поведения, также как и познать иные. 

 Ислам не конфликтует с наукой
 
В проведенном исследовании высказывается мысль об отсутствии конфликта между религией и наукой, в качестве примера приводятся многие взгляды исламских ученых, критикуется теория эволюции и дарвинизм. Это можно отчетливо наблюдать в нижеприведенной цитате: «Полагаю, что исламская религия и наука ни при каких условиях не конфликтуют. Аль-Фараби, Авиценна – все они ученые исламского мира, которые, сделав множество открытий, преуспели в научной области. Думаю, что мусульманство будет неразрывно с наукой. […] Говоря о Дарвине и теории эволюции, на мой взгляд, суждения о происхождении людей от обезьяны являются недостоверными. Например, почему обезьяну до сих пор не научили говорить? В общем, я не думаю, что работа Дарвина носит научный характер» (Эрзурум, женщина, 55 лет). 
 
Чем выше доходы, тем ниже религиозность
 
Авторы книги отмечают, что «вера» образует одно из ключевых понятий этого полевого исследования, и обобщают его результаты следующим образом: «Если принимать во внимание гендерную принадлежность, то к верующим себя относят 67% женщин, что на 10% выше, чем количество причисляющих себя к верующим мужчин. Как и ожидалось, религиозность более распространена в поселениях сельского типа (71%), по сравнению с городами. Уровень относящих себя к верующим увеличивается с повышением возраста респондентов. К одному из привлекающих внимание результатов исследования относится обратная пропорциональная зависимость между уровнями дохода и религиозности. Доход наиболее многочисленной группы, причисляющей себя к верующим, составляет от 450 до 1000 турецких лир. С точки зрения партийных предпочтений самая крупная группа избирателей, относящих себя к верующим, поддерживает Партию справедливости и развития (74%). На втором месте – сторонники националистических партий: Партии национального движения и Партии великого союза (59%), на третьем – респонденты, отдающие предпочтение в пользу блока «Партия демократического общества» (55%). При этом большинство сторонников Республиканской народной партии характеризует себя как «среднерелигиозные» (42%), 38% относят себя к религиозным и 19% к нерелигиозным. 
 
12 сентября были закрыты медресе

 Один из респондентов в Эрзуруме поделился своим мнением относительно вмешательства Государственного переворота 12 сентября 1980 года в религиозную и политическую жизнь страны: «Переворот, проведенный Кенаном Эвренелем, заставил пережить страшную трагедию в культурной жизни Эрзурума. В тот период к каждой мечети в Эрзуруме относились медресе, в которых действительно можно было приобрести научные знания. Медресе были закрыты. В тот период все были напуганы и старались не выходить на улицу» (Эрзурум, мужчина, 43 года). 

 Пусть религиозный урок сохранится как обязательный
 
В рамках результатов исследования 63% опрошенных считают необходимым продолжение практики обязательных религиозных уроков. Мнения относительно идеи о том, что решение о ношении женщинами хиджаба принимается по собственной воле, а не согласно религии, разделились поровну. 
 
Ислам – моя страсть
 
Дискуссии относительно идей, связанных с отношением к тарикатам, джамаатам и посещением усыпальниц, актуализировали более общий и абстрактный вопрос: как возникает восприятие «истинной религии», в которую верят, и как очерчены границы «истинной» религии, которая служит возникновению этого восприятия? В рамках анализа результатов, полученных в Денизли, можно констатировать, что практически каждый воспринимает понятие «истинного ислама» по-своему. Один из опрошенных, подвергнув критике понимание ислама другими людьми, говорит следующее: «Ислам – моя страсть, но, когда люди принимают во внимание лишь отдельные ценности мусульманской религии в угоду своим интересам и применительно к себе оставляют в стороне другие аспекты, это превращается в безобразное зрелище, и я это вижу. В этой связи я не хочу находиться в их числе» (Денизли, женщина, 41 год). 

 Теперь имамы тоже могут носить джинсы

 Относительно реакции на джинсы как символ Запада и прежде всего Америки, к которым со временем привыкли, в исследовании отмечается следующее: «Одним словом, мы находились в условиях, когда ношение джинсов соотносилось с безрелигиозностью. Я тоже однажды посетил мечеть в джинсах, несмотря на то, что мой отец рассердится, и все будут смотреть осуждающе. Все же придя в мечеть в джинсах, мы совершили намаз. А сейчас мы видим, что и имамы, и муллы стали носить джинсы» (Эрзурум, мужчина, 37 лет). 

 Общество едино
 
Результаты исследования показывают, что турецкое общество неразделимо на религиозных и нерелигиозных, верующих и неверующих, также как белых и черных. Большинство представителей категории, которую можно определить как «строгие» верующие, приняли жизнь в светском плюралистическом государстве и обществе. Среди них небольшое меньшинство отстаивают взгляды регулирования политической и экономической жизни полностью в соответствии с религиозными требованиями. При этом большинство поддерживают жизнь в рамках светского государства и экономики, а также демократического участия. 
 
Количество желающих жить по законам шариата – 10%
 
С целью выяснения мнения относительно связи политики и религиозной веры респондентам был задан вопрос, желают ли они образования в Турции религиозного государства, основанного на предписаниях шариата. Было выявлено, что 10% опрошенных считают необходимым создание шариатского государства, 80% – ответили отрицательно и 10% не смогли принять однозначного решения. Этот показатель не отличается от результатов, полученных при проведении подобных исследований прошлых лет.



Новости по теме: