52-летний Игорь Сечин - один из самых влиятельных людей России. "Он последовательно и целеустремленно укреплял влияние Кремля на энергетику страны.
Если ему и "Роснефти" удастся получить полный контроль над ТНК-BP, то нефтяной концерн станет самым крупным в мире из тех, что котируются на бирже".
Автор рассказывает, что ленинградец Сечин, официально никогда не сотрудничавший с КГБ, по словам его однокурсников, установил контакт со спецслужбами еще в студенческие времена. Потом он занимал должность переводчика при военном атташе СССР в Анголе и Мозамбике, а после распада СССР получил пост в администрации Санкт-Петербурга. "Здесь он встретил Путина - и стал его верной тенью", - пишет Баллен. Впоследствии Сечин, будучи помощником президента России, одновременно стал генеральным директором государственного нефтяного концерна "Роснефть".
В 2004 году, пишет Баллен, предприятие добывало примерно в шесть раз меньше нефти, чем сейчас. Своим расцветом концерн, по словам Баллена, обязан Сечину: именно он начиная с 2003 года из Кремля руководил разгромом ЮКОСа, большая часть активов которого впоследствии по бросовым ценам скупила "Роснефть".
"Атака на ЮКОС была стартовым сигналом для смены власти в российском нефтяном бизнесе. До ареста Михаила Ходорковского тон в нефтяном бизнесе задавали олигархи, а теперь контроль перехватило государство. Особенную выгоду из этого извлекло так называемое крыло силовиков, ведущим представителем которого является Сечин", - пишет Баллен, добавляя, что Ходорковский впоследствии обвинил Сечина в том, что тот начал атаку из личной жадности.
Иностранные концерны стремятся к союзу с "Роснефтью", так как только она и "Газпром" имеют право на освоение богатых российских шельфовых месторождений, говорится в статье. Именно поэтому за прошедшие месяцы были спешно заключены договоры о сотрудничестве с Eni, Statoil и Exxon Mobil.
Кроме того, продолжает Баллен, хорошие отношения Москвы с Уго Чавесом также идут на пользу концерну: в Венесуэле "Роснефть" ведет гигантский проект по добыче тяжелой нефти в бассейне реки Ориноко.
Амбиции Сечина, пишет Баллен, распространяются также на электроэнергию и газ. Так, с приобретением самой крупной газодобывающей компании "Итера" Сечин хочет составить конкуренцию "Газпром холдингу", контроль над которым приписывается либеральному крылу власти под предводительством премьера Медведева. В любом случае, пишет Баллен, после объявления "Роснефти" стратегически важным предприятием единственным начальником Сечина остается Путин.