До президентских выборов в Таджикистане ещё год, но предвыборная борьба обостряется с каждым месяцем.
Соперничество временами напоминает «бои без правил». Оппозиционные средства массовой информации стали публиковать материалы, глухо намекающие на «чрезмерные аппетиты» семьи президента республики Эмомали Рахмона, которая, по уверениям оппозиционных изданий, контролирует все экономические и финансовые сферы.
Пишут, что за двадцать лет власти Эмомали Рахмона в Таджикистане не произошло никаких положительных изменений в сфере народного хозяйства. Предприятия бездействуют, повальная безработица, дороговизна, нищета населения, которое держится на плаву только за счёт мигрантов, работающих в России. Со многими из этих фактов трудно спорить. Попытки правительства оторвать, например, таджикских мигрантов от России и перенаправить их в богатые страны Арабского Востока провалились, несмотря на достигнутые на этот счёт договорённости. Российская «синица в руках» и не утраченные ещё русским языком функции универсального средства международной коммуникации на постсоветском пространстве оказались более весомым аргументом, чем арабский «журавль в небе».
С прицелом на всё те же выборы в газете «Озодагон» («Свободные») был опубликован недавно материал об открытом (якобы) в Таджикистане богатейшем месторождении нефти и газа и о том, что правительство держало эту новость в секрете, чтобы её обнародовал президент Эмомали Рахмон в своей предвыборной программе. Сенсации в любом случае не получилось. В Таджикистане снова стал действовать лимит потребления электроэнергии, при котором отдалённые районы получают её по два часа в сутки. Рыночные цены на товары первой необходимости растут и населению республики не до новостей о нефти и газе, которые ещё только предстоит добыть.
Впрочем, бывший начальник Управления геологии Таджикистана Георгий Кошлаков назвал это сообщение «полнейшей чепухой». «Те запасы нефти и газа, которые были открыты, уже исчерпаны, - заявил он. - Надежды связаны с поисковыми работами, которые ведут специалисты «Газпрома». В настоящее время они завершают бурение одной из сверхглубоких скважин и тогда станет ясно: быть ли Таджикистану "вторым Кувейтом"».
Тем временем один из «непримиримых» оппозиционеров председатель Социал-демократической партии Рахматилло Зоиров решил провести круглый стол с участием всех партий Таджикистана, кроме правящей Народно-демократической, с тем чтобы определить совместную стратегию предвыборной борьбы. Несмотря на предварительные договорённости, ни одно из душанбинских учреждений не предоставило оппозиционерам помещения для круглого стола. Пришлось провести его на квартире Рахматилло Зоирова, что, вполне понятно, лишило это мероприятие официального статуса, сведя его к уровню «междусобойчика».
Не осталось без внимания общественности Таджикистана и заявление лидера Компартии Шоди Шабдолова о его намерении баллотироваться в 2013 году в президенты республики. В Таджикистане, где свыше половины населения живет за чертой бедности, происходит переоценка ценностей. Советские времена вспоминаются с ностальгией, как золотая пора, а коммунисты уже не выглядят записными злодеями. Стало быть, избиратели этой категории будут на стороне Шоди Шабдолова. Кроме того, сам он уроженец Горного Бадахшана, а недавняя военная акция, проведённая таджикским правительством на Памире, заметно сказалась на рейтинге Эмомали Рахмона. И, конечно же, памирцы будут голосовать за своего земляка, а это примерно треть населения Таджикистана. Лидер Компартии Таджикистана Шоди Шабдолов – опытный политик. К тому же не замечен в теневых махинациях, не замешан в коррупционных скандалах. Впрочем, сам Шоди Шабдолов не склонен преувеличивать свои шансы. «Я не думаю, что мне удастся одолеть ныне действующего президента, - говорит он. - В любом случае, моё участие в выборах поднимет значимость коммунистов в республике, пробудит политическую активность населения, а это уже успех».
Аналитики и политологи тоже сомневаются в победе на выборах Шоди Шабдолова и Рахматилло Зоирова.
В ряду потенциальных кандидатов, помимо Эмомали Рахмона, внимание журналистов привлекает ещё одна фигура, способная качнуть чашу весов в свою сторону. Это министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи. Правда, сам Зарифи не торопится обнаружить желание сесть в президентское кресло. Больше того, политологи предполагают, что он не долгий «жилец» в своём ведомстве: на его место президент Эмомали Рахмон готовит свою дочь Озоду Рахмон, которая стремительно прошла путь от рядового сотрудника министерства до заместителя министра. Она часто сопровождает отца в зарубежных поездках и постоянно упоминается в СМИ как перспективный политик.
Если в 2013 году Эмомали Рахмон победит, перестановки в правительстве республики неизбежны. Правда, коснутся ли они Хамрохона Зарифи, который действует не «сам по себе», а имеет, как говорят в Таджикистане, поддержку влиятельных сил в США, никто утверждать не берётся.
Так или иначе, предвыборная борьба в Таджикистане за пост главы государства обостряется. Почти никто не сомневается в том, что у Эмомали Рахмона достаточно опыта и влияния, чтобы продлить своё президентское правление ещё на семь лет, но уже ясно, что «игры в одни ворота» больше не будет. Ныне действующего президента ожидает на предстоящих выборах серьёзная конкуренция.