Тюркские республики, получившие независимость после распада СССР, с точки зрения «нового миропорядка» образовали самостоятельные региональные пространства, набирающие силу.
Обстановка беспорядочности и давления, созданная 1990-ми годами прошлого века, оказала глубокое влияние на среднеазиатский регион.
Между тем, продолжавшийся с 1995 по 2000-е годы процесс трансформаций и экономического реформирования позволил многое восстановить. В этот период, помимо собственных акторов, на политической сцене региона стали возникать новые игроки. Можно утверждать, что за 15 лет присутствие в Средней Азии таких силовых центров, как США, Китай и, естественно, соседняя Россия, становится все заметнее.
Существующий интерес мировых сил к региону можно объяснить процессами политической поляризации и экономическими причинами. В этой связи энергетические ресурсы, которыми владеют наиболее значительные страны региона – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и частично Киргизия, – после холодной войны в восприятии мировых сил открыли путь к «политике дипломатических качелей», раскачивающихся между Ближним Востоком и Средней Азией. Это связано с тем, что борьба мировых сил создает необходимость повышать влияние каждой из них в Средней Азии, которая в ближайшее время станет новой энергетической базой мира в плане обеспечения энергетической безопасности, сохранения международных конкурентных преимуществ и обеспечения новых сырьевых источников для многонациональных компаний.
Вместе с тем, ожидается долголетнее сохранение стратегического положения нефти как ископаемого вида топлива, который занимает первое место среди первичных энергетических ресурсов в мире в целом. Согласно исследованиям Международного энергетического агентства, по состоянию на 2008 год добыча нефти удовлетворяла 34,6% мировой потребности в энергетике. Прогнозируется, что в 2030 году уровень нефти в общем объеме потребления энергетических ресурсов составит 33%. Согласно данным 2008 года, в то время как на Ближнем Востоке рассматривается 56% мирового запаса нефти, нефтяные резервы в Средней Азии занимают 5-е место в мире и составляют 10%. Что касается природного газа, ближневосточный регион владеет 35%-ными резервами, Средняя Азия – 7%.
В мировом производстве урана Казахстан находится на втором месте, Узбекистан – на четвертом. Если принимать во внимание, что разведанные запасы урана способны обеспечить мир энергией, которой хватит на 100 лет, то можно заключить, что возникает новое поле для борьбы ядерных держав. Все данные показывают, что вслед за Ближним Востоком мировые энергетические войны неизбежно коснутся среднеазиатского региона. Не понимать, не исследовать и игнорировать этот процесс – значит открыть путь к вероятным сценариям развития событий в будущем. Следовательно, Турции необходимо тщательно анализировать происходящие в регионе события и сохранять бдительность.
С каждым днем становится очевидней, что благодаря обновленной столице, растущей экономике и геополитическим преимуществам Азербайджан приобретает большое значение для Турции и мира в целом. Несомненно, также есть проблемы, которые ждут решений.
В этой связи хотелось бы пожелать Азербайджану вечной жизни в состоянии свободного и сильного государства.