Четверо заключенных Нубарашенской тюрьмы объявили вчера голодовку в знак протеста против нечеловеческого отношения, а один из них отрубил себе мизинец и отправил в редакцию сайта «Энаран».
Вчера заключенные Ванадзорской тюрьмы заявили о тотальной голодовке, опять же в знак протеста против нечеловеческого отношения и произвола начальника тюрьмы.
Волна протеста распространилась и на другие пенитенциарные учреждения, есть сведения о массовых акциях протеста.
Примечательно, что за пару дней до парламентских выборов в Грузии также произошел скандал, связанный с насилием в тюрьмах, который в немалой степени предопределил ход и итоги выборов. Оппозиция одержала на выборах победу.
В советских странах отсидевшие срок люди, независимо от того, почему они оказались за решеткой, всегда пользовались особым уважением. Видимо, потому что тогда сажали в основном инакомыслящих и «борцов за справедливость». И исходило это их того, что советская система государственного управления была коррумпирована до невозможности, что приводило к подмене понятий, в том числе, о справедливости. Кроме того, институт «воров в законе», который, фактически, был внедрен КГБ, должен был перевести волну протестов за справедливость в криминальное пространство, которое презентовалось как своеобразная общественная альтернатива действующим порядкам. В отличие от государственной системы, в этой среде действовали свои внутренние законы и договоренности, своя система справедливости и равенства, естественно, при наличии четкой иерархии.
Постсоветский период, практически, ничего не изменил: новые национальные элиты, которым не удалось выстроить качественно новые общественно-политические системы, просто повысили криминальную культуру и структуру до государственного и политического уровня.
Армения в этом плане является самым ярким примером – государство узурпировано криминальными группировками, скрывающимися под государственными институтами и вывесками политических партий. Но если при советской власти существовали две параллельные реальности, то сейчас они совместились – получился своеобразный симбиоз государственных и воровских законов, который не отражает интересы каких бы то ни было категорий общества, а только интересы руководствующихся воровскими законами чиновников в галстуках.
Бунт заключенных может вылиться в социальный бунт. В конце концов, большинство народа живет в условиях, не лучше тюремных. В тюрьме хоть кормят три раза в день, а тысячи семей не могут найти пропитание даже раз в день.