27 октября, 1 марта, масса других кровавых дней сопровождают Армению после провозглашения независимости и становятся неотделимой частью внутриполитической борьбы. Практически все электоральные этапы в Армении, за исключением последних парламентских выборов, завершались кровопролитием.
Причины нужно искать как в логике внутренних развитий и качеств армянского политического класса, так и в деятельности заинтересованных внешних акторов, особенно, России.
В армянской прессе и общественно-политических кругах укореняется мнение, что все эти трагедии прямо связаны с российскими властями и спецслужбами.
13 лет назад в этот день в Армении были расстреляны спикер парламента, премьер, депутаты и министры. До этого Карен Демирчян и Вазген Саркисян побывали в США, где достигли важных договоренностей. Но пролилась кровь. Российские СМИ заявили, что за террористами стоял президент Роберт Кочарян, а Путин говорил, что в Армении расстреляны друзья России. Фактически, Кочарян и Россия отобрали у Армении все важнейшие инфраструктуры, и состоялась сделка «Имущество в обмен на долг» и долгое единовластие Карабахского клана в Армении.
После 1 марта 2008 года периодически появлялись сведения о причастности российских спецслужб, причем, сведения были фактологические. Но поскольку соответствующие структуры Армении являются филиалами российских, а альтернативная оппозиционная комиссия была сосредоточена на том, чтобы ограничить 1 марта внутриполитическими рамками, полноценного следствия не было проведено, так же, как после 27 октября.
Причем, в обоих случаях было практически невозможно идентифицировать террористов, что также является доказательством причастности внешних сил.
Последние парламентские выборы вселяют надежду, что такая возможность есть. Это, конечно, были не выборы – власть просто распределила парламент между всеми, кто мог стать инструментом в руках внешних сил. Но в преддверии президентских выборов ситуация может вновь осложниться, потому что вопрос новой власти вышел на международный уровень, поскольку с Арменией связываются серьезнейшие геополитические проекты. Эти выборы станут последними в переходный период, после чего Армения выйдет в качественно новую геополитическую среду, и вовсе не в зоне влияния России. Это понимают особенно в России.
С учетом этого Россия будет пытаться любой ценой сохранить Армению. Одним из путей является установление действительно партнерских отношений, другим – шантаж и террор, грубое вмешательство во внутренние дела.
Первый путь психологически сложен и почти невероятен для русских: слишком долго они считали армян рабами, лишенными воли, заявляя, что армяне существуют только благодаря русским. Но второй путь тоже не прост – в Армении больше нечего купить. Кроме того, пророссийские силы в Армении и агенты влияния крайне ослаблены, дискредитированы и вытеснены в маргинальное поле.
В новом кровопролитии будут виновны все без исключения. Политический класс сам вверг себя в это состояние, когда больше никто не верит в «благие намерения», и на повестке только один вопрос – новое кровопролитие.