Выборы в Киеве: плохие новости для Партии регионов, ее кандидата в мэры, и для бизнеса, решившего поиграть с желудком избирателя.
Конечно все прекрасно понимали, что Киев - город оппозиционный. Во втором туре прошлых президентских выборов столица отдала миллион голосов Юлии Тимошенко. Всем было ясно, что киевлянам никак не может нравиться то, что их лишили права избирать мэра. Что киевлян бесит вертолетная площадка Виктора Януковича, которую власть с детской непосредственностью вонзила в самое сердце вековых холмов. Что горожан достали передвижения президентского кортежа и сопутствующие этой спецоперации радости пробок. В конце концов, Киев в силу близости власти, развития средств коммуникации, поголовного доступа к интернету всегда знал все неприглядные подробности о правящей публике. Но все же мосты, развязки, метро, деньги, админресурс... Киевляне в последние два года, скажем прямо, мало сопротивлялись донецкому триумфу. На разнообразных акциях протеста редко собиралось более нескольких сотен людей.
Многие (и автор в их числе) вписывали Киев в общеукраинский ресурсный контекст, низводящий выборы до простого уравнения: деньги + админресурс + нормальный посыл кампании = победа. Эта формула на парламентских выборах сработала в мажоритарных округах практически по всей стране. Кроме столицы. Понятное дело, Западная Украина, в основном, голосовала за оппозицию (которая там много лет контролирует местные советы). Но это как раз не новость. А вот новость - это то, что потративший на свою кампанию, по разным оценкам, от 6 до 12 миллионов долларов последователь культа гречки в Раду не попадает. Так же, как и регионал Максим Луцкий, утюживший Соломенку, начиная с родного авиационного университета. Так же, как и господин Баленко - повелитель супермаркетов и подкрашенных детских площадок на Позняках. Так же, как Галина Герега, снабдившая киевлян неотесанными лавочками. И многие другие как бы независимые кандидаты, проигравшие лишенным админресурса и денег оппозиционерам. И неважно, чем голосовали киевляне - сердцем ли, мозгами. Главное - не желудками.
Как и в 2004 году, именно киевлянам, а не своим лидерам, оппозиция обязана победой
Кто-то скажет: потому что желудки киевлян полны - может быть, не фуа-грой, но и не пустыми макаронами. Сказавший будет прав. Одна из политических легенд гласит, что в 2000-х, обсуждая с президентом Леонидом Кучмой рост благосостояния населения, тогдашний глава его канцелярии Владимир Литвин произнес важную фразу, примерно звучавшую так: "Погодите, но ведь везде сказано, что когда они наедятся, начнут задавать вопросы". Бунт сытых - тренд последних лет. И дело не столько в сытости, сколько в возможностях. Патерналистская коррумпированная экономика и основанная на грабеже национального ресурса политика не позволяют людям прыгнуть выше определенного уровня доходов и возможностей. И когда они упираются в этот потолок, начинается битва за свою независимость от чиновника, за свою частную инициативу, за свое право менять власть. Кому-то надо доказывать, что нынешняя власть душит эту инициативу и это право?
Рассуждать о том, почему Киев поддержал малоизвестных, не раздававших подачек оппозиционеров можно долго. Неприятие власти, неприятие донецкого стиля жизни. Многолетняя концентрация в финансовом центре страны конкурентоспособных, инициативных и неравнодушных к свободе людей. Раздражение и злость от тупых попыток подкупа. Но сейчас важнее выводы.
Первый и, пожалуй, самый главный: несмотря на все вертикали власти, силовые структуры, подкуп и монополии, власть ничего не может сделать с гражданами - если граждане объединены ценностями и жизненными ориентирами. На худой конец - совместным неприятием того, куда катится страна.
Второй. Киев показывает политикам, что после разочарования-2004 и безвременья космонавтов потребность в других правилах игры никуда не делась. А бизнесменам, решившим сходить в политику, горожане пояснили, что договорняк с властью и подкуп малоимущих - это не тот уровень диалога бизнеса и общества, который примут в столице. Через несколько лет таких новостей можно будет ожидать и от других регионов Украины. Столица всегда была и лакомым политическим куском, и генератором ролевых моделей украинской политики. Гражданственность снова в моде. Да, пока основанная на контр-повестке.
И третье. Киевские выборы доказывают одну несложную и в тоже время непонятную многим идею. Не бывает демократии без чувства собственного достоинства. И без свободы. Демократия не приносит свободу. Напротив - свободные люди организовывают свое чувство самоуважения, свои идеалы и стремления в форму правления, именуемую демократией.