На этой неделе Великобритания, Франция и Израиль показали явные признаки того, что они готовятся к военным действиям в отношении Сирии и Ирана, как только завершаться президентские выборы в Америке. А это, как известно, произойдет 6 ноября.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу провел два дня (31 октября-1 ноября) у президента Франции Франсуа Олланда. На следующий день в Лондон прибыл израильский министр обороны Эхуд Барак, после этого премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сообщил о том, что готов отравить в район Персидского залива истребители-бомбардировщики Королевских ВВС.
Барак вылетел в Лондон после того, как американский генерал Мартин Демпси, председатель Объединенного комитета начальников штабов, провел несколько дней в Израиле, без сомнения, согласуя последние детали американо-израильского сотрудничества на случай потенциальных военных действий.
Хотя генералитет США не может сказать, кто будет его следующим главнокомандующим - Барак Обама или Митт Ромни - он обязан иметь на Ближнем Востоке силы, готовые к любым чрезвычайным ситуациям.
Хотя никто не признал это открыто, но все участники консультаций сделали все возможное, чтобы наметить альтернативные сценарии, применимые к любой ситуации. По общему мнению, кто бы ни занял кресло в Белом доме, Обама или Ромни, два пылающих на Ближнем Востоке кризиса больше не могут оставаться без внимания, которое было отвлечено на президентскую кампанию в США. Особый подход должен быть выработан по отношению к сирийскому кровопролитию.
Но наличие тысяч иранских солдат и боевиков "Хизбаллы", ведущих на территории Сирии борьбу на стороне Башара Асада, обязывает архитекторов западной политики считаться с реакциями Тегерана и его ливанского приспешника, а также с их палестинскими союзниками в секторе Газы.
Военные и разведывательные источники, на которые ссылается DEBKAfile, сообщают, что американские, британские и французские силы, которые могут быть необходимы для военных действий уже находятся на месте, в районе Ближнего Востока и в Персидском заливе, Армия обороны Израиля также находятся в режиме ожидания. Они ждут приказа, куда идти – на Сирию или на Иран.
Силы США - воздушные, военно-морские и наземные части - сосредоточены на острове Сокотра в Красном море и оманском острове Масира в Персидском заливе. С середины октября Вашингтон проводит специальные разведывательные операции и поддерживает силы ПВО в Турции, Иордании и Израиле.
Великобритания и Франция имеют крупные морские и воздушные части, а также силы особого реагирования на большой военно-морской базе Порт Зайед и на базе ВВС Ад-Дафра в Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме того, эскадрилья французских истребителей-бомбардировщиков находится на военно-воздушной базе Табук в Саудовской Аравии.
Военные стратеги считают, что начальная фаза ирано-израильского противостояния уже началась, проявлением ее стал иранский беспилотник, вторгшийся в воздушное пространство Израиля 6 октября и последовавший за этим 24 октября рейд израильской авиации на завод в Судане, где производятся и хранятся иранские ракеты. Эти теневые спарринги между Тегераном и Иерусалимом позволяют предположить, что в следующем месяце они выльются в прямые столкновения между Израилем, Ираном и "Хизбаллой". Более вероятно, это будут не полномасштабные боевые действия, а изолированные инциденты, связанные с местами иранского присутствия на Ближнем Востоке, в частности, в Сирии и Ливане.
Между тем, после того, как и Обама, и Ромни выразили неодобрение планам прямого военного вмешательства США в сирийский конфликт, Вашингтон начал предпринимать тихие шаги для дипломатического урегулирования ситуации.
Во время недавнего круглого стола в Анкаре, адмирал Джеймс Уиннфелд, вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов США, заявил, что Вашингтон раскроет свои намерения в отношении Сирии сразу после завершения президентских выборов. Но затем он объявил своим турецким коллегам, что мирный план уже согласован с Москвой. Он предусматривает сохранение Асада у власти, и отказ Совета Безопасности ООН санкционировать создание буферных зон, на которых настаивает Анкара, строя свои собственные планы в отношении Сирии. Эрве Ладсу, помощник генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира, уже объявил, что изучает возможность развертывания в Сирии миссии миротворцев, так называемых "голубых касок".
Эта новая ситуация разворачивается вопреки интересам Саудовской Аравии, Франции, Катара и Турции – всех, кто поддерживает сирийских повстанцев и заинтересован в смене режима в Дамаске. Эта антиасадовская коалиция в настоящее время разделилась на тех, кто требует компромиссного решения, и тех, кто пытается саботировать процесс урегулирования между Вашингтоном и Москвой. Хотя никто пока не слышал мнение Дамаска или Тегерана.
Важно помнить, что Асад не сидит у Путина в кармане и может возразить против решения, выработанного Россией и США; так же может поступить и Иран.