К президентским выборам 2012 года в США Барак Обама подошёл в прежней связке со своим вице-президентом Джозефом Байденом. Джо Байден – это человек, который в последние четыре года играл одну из важнейших ролей в разработке и осуществлении внешней политики Вашингтона.
До того, как стать вице-президентом, он занимал должность председателя сенатского комитета по международным делам и должен был восполнить нехватку внешнеполитического опыта у Барака Обамы.
У самого Байдена международного опыта достаточно. Политическую карьеру он начал в далеком 1972 году: тогда он был избран в Сенат в 29-летнем возрасте, став одним из шести самых молодых сенаторов в истории США. В Сенате Байден проработал 37 лет, и все эти годы участвовал в работе сенатского комитета по международным делам. Он выступил за военное вмешательство США в конфликт на Балканах в середине 90-х гг. прошлого века, за вторжение в Афганистан в 2001 году и Ирак в 2003 году. Эти факты ярко характеризуют его политическую линию. Байден зарекомендовал себя большим другом боснийских мусульман, а сербского президента Слободана Милошевича давным-давно провозгласил «военным преступником». Иракского лидера Саддама Хусейна Байден называл угрозой национальной безопасности США, хотя до сих пор непонятно, с какой стороны Ирак мог угрожать Соединённым Штатам. Вместе с прежним руководителем Совета по международным отношениям Лесли Гелбом Джо Байден активно ратовал за расчленение Ирака и превращение его федерацию трех слабо связанных между собой регионов: шиитского, суннитского и курдского. Иракский Курдистан уже де-факто существует, так что «план Байдена», можно сказать, реализуется.
В 2000-х годах Байден был в числе тех немногих американских политиков, кто определенно высказался за использование сухопутных сил США в конфликте в провинции Дарфур (Судан) в рамках «гуманитарной интервенции» НАТО. В июле 2007 года в Чарльстоне Байден заявил, что отправка двух с половиной тысяч американских пехотинцев разрешила бы конфликт в неспокойной африканской стране, которая богата нефтью. Тогда же Байден говорил о необходимости установить «бесполетную зону» в небе над Суданом. Что-то похожее демократическая администрация проделала потом в отношении другой африканской страны – Ливии. Летом 2007 года Байден вместе с сенатором Ричардом Лугаром, известным русофобом, инициировал принятие американским Сенатом резолюции, в которой содержался призыв немедленно организовать международную миротворческую миссию в Судане.
Близким другом Джо Байдена является сенатор-республиканец Джон Маккейн, безуспешно пытавшийся въехать в Белый Дом в 2008 году. В том же году Байден сделал интересное заявление о том, что «для него было бы честью баллотироваться вместе с Джоном Маккейном». В свете поддержки Байденом политики Джорджа Буша-младшего в начале 2000-х годов такое политическое соседство с Маккейном не кажется удивительным. Странным представляется то, что во время президентской кампании 2008 года Байден, оказавшись в команде Обамы, поспешил заверить американских избирателей, что «американская мечта исчезает из-за Буша и Маккейна», но ведь именно Байден в прежние годы поддерживал неконсервативную политику команды Буша-младшего. Возможно, структуры глобального управления просто назначили ему новую роль?
После грузино-осетинской войны 2008 года демократ Джозеф Байден жестко раскритиковал российскую внешнюю политику и обеспокоился «сворачиванием демократии» в России. Джо Байден стал первым американским конгрессменом, посетившим Грузию после августовских событий 2008 года, и выразил поддержку Саакашвили. В газете The Financial Times Байден написал тогда: «Действуя непропорционально, напав на Грузию всей своей мощью и пытаясь отстранить от власти избранного демократическим путем президента Грузии Михаила Саакашвили, Москва рискует потерять свое место в Европе и вообще в международном сообществе, такое поведение может иметь серьезные практические и политические последствия». Хотя в Белом доме было прекрасно известно, что именно Грузия выступила агрессором в августе 2008 года.
25 июля 2009 года в интервью The Wall Street Journal вице-президент США Джозеф Байден заявил: «Население России сокращается, экономика увядает, она не проживет следующие пятнадцать лет». Эти слова прозвучали в унисон с известным заявлением Маргарет Тэтчер: «Россиян должно остаться около 15 миллионов, минимальное количество, достаточное для того, чтобы добывать сырьевые ресурсы и обслуживать газо- и нефтепроводы»…
В том интервью The Wall Street Journal Байден назвал Россию отсталой и находящейся в прошлом. Особое внимание Байден уделил ослаблению влияния России на постсоветском пространстве, что используется как один из главных рычагов внешней политики администрации Обамы/Байдена. Это интервью Байден дал, находясь в Грузии с официальным визитом. В Тбилиси он пообещал тогда Михаилу Саакашвили и его правительству самую разнообразную помощь, от политической и военной до экономической. «Я с гордостью могу заявить, что США помогают Грузии миллиардом долларов. Тем самым она получает самую большую в мире помощь от США в пересчете на душу населения», – заявил вице-президент США, выступая в грузинском парламенте. Пообещал Байден также содействовать вступлению Грузии в НАТО и модернизировать ее вооруженные силы. А незадолго до своего официального визита в Тбилиси летом 2009 года Байден провел смотрины всех претендентов на президентское кресло Украины, встретившись со всеми основными кандидатами.
Поддержка «революционеров» на постсоветском пространстве и укрепление позиций США в сфере российского геополитического влияния и стало главной составляющей «перезагрузки» в отношениях с Москвой, чему немало помог ветеран американской внешней политики многоопытный Джо Байден. 26 апреля 2007 года Байден в числе трех главных угроз для США назвал Северную Корею, Иран и Россию. Можно не сомневаться, что именно это высказывание отражает его истинную позицию.