В прокат выходит фильм "Операция "Арго" - третья режиссерская работа Бена Аффлека с ним самим в роли агента ЦРУ, спасающего шестерых американцев "из пасти Исламской революции".
Лента уже принесла приличную кассу, а западных критиков окончательно склонила к признанию Аффлека серьезным режиссером.
Из пасти революции
Фильм основан на событиях одного из переломных этапов истории ХХ века - Иранской Исламской революцией, когда было свергнуто правление последнего иранского монарха – шейха Мохаммеда Реза Пехлеви, а власть перешла в руки сторонников Аятоллы Хомейни. Последствия этого переворота мы почти каждую неделю наблюдаем в прессе, когда президент страны Махмуд Ахмадинежад в очередной раз заявляет о мирных целях иранской ядерной программы.В ноябре 1979 года в ходе военного переворота было захвачено посольство США в Тегеране. 52 сотрудника диппредставительства в течение 444 дней находились в заложниках, отпустить их иранские власти соглашались лишь в обмен на выдачу шаха. Тогдашний президент США Джимми Картер не смог справиться с этой ситуацией, и людей освободили лишь в январе 1981 года, когда у власти уже был Рейган. А в 1997 году президент Клинтон снял гриф секретности с еще одной спасательной операции, проведенной в то же время: шестерым сотрудникам посольства во время переворота удалось сбежать и укрыться в доме канадского посла. Прятаться до бесконечности было невозможно, и ЦРУ придумало рискованный план спасения, который и лег в основу фильма.
Агента ЦРУ Тони Мендеса (Бен Аффлек) и его шефа (Брайан Крэнстон из сериала "Во все тяжкие"), вызывают для консультации на заседание Госдепа по спасению тех самых шестерых "счастливчиков", скрывающихся у канадского посла. Послушав гениальные предложения выдать их то за "туристов-велосипедистов", то за "учителей" давно не существующей школы, то за "инспекторов благотворительной организации", приехавших посреди зимы проверить, как растет зерно, Мендес придумывает еще более безумный и рискованный, но как оказалось наиболее действенный вариант. Он предлагает выдать всех за канадскую съемочную группу фантастического фильма "Арго", приехавшую выбирать натуру.
Успех безнадежного предприятия
Не так давно, когда мы говорили "Бен Аффлек", то подразумевали "Мэтт Деймон", а какое-то время добавляли "Джей Ло". Карьера Аффлека после "Оскара" за сценарий "Умницы Уилла Хантинга" была, что называется, неровной – роли в комедиях и блокбастерах приносили деньги, а не репутацию серьезного актера, и вот в 2007-м он взял и всех удивил довольно сильной драмой "Прощай, детка, прощай". Его третий фильм порадовал не только западных кинокритиков, но и зрителей, голосующих "рублем" (т.е. долларом). Фильм в первый же уик-энд отбил почти половину бюджета, а к третьей неделе проката выбился в лидеры, заработав на сегодняшний момент в США по данным Boxofficemojo более 76 миллионов долларов.
Антураж конца 70-х создают острые воротнички рубашек, длинные волосы, усы и бакенбарды, а так же очки в роговой оправе и кадры хроники, кратко излагающие предысторию современных ближневосточных конфликтов, начиная с 1953 года. Вот шейх Мохаммед дает интервью, заявляя, что не знал о пытках, которым подвергались инакомыслящие в период его правления (позже коллега-шпион рассказывает герою Аффлека о том, как во время побега шаха видел, как в самолет вместе с золотыми слитками грузили инструменты для этих самых пыток). Вот аятолла Хомейни, рассказывающий о том, что принес свободу своему народу, но, как мы теперь знаем, не всем его представителям. Из "случайно" попадающих в кадр телевизоров вещает президент Картер, заявляющий, что не позволит… и так далее и тому подобное.
Политические коллизии – не конек Аффлека, и он выбирает наиболее выигрышный способ рассказать историю: показать реальных людей – рядовых сотрудников посольства и их спасителе, готовом взять ответственность на себя, даже когда этого боятся власть предержащие. А вот в голливудских дебрях Аффлек свой человек и позволяет себе пошутить со знанием дела. Развалившиеся буквы Hollywood сменяет довольная физиономия Джона Гудмена, играющего гримера Джона Чемберса - знатока голливудской жизни, уверенного, что "за час и обезьяна сможет стать режиссером", или Алана Аркина, предстающего в роли умудренного жизнью пожилого продюсера, разъезжающего на золотом роллс-ройсе и намеренного "все равно снимать блокбастер, даже если это будет подделка".
Удачно спрятав внутри политического триллера и комедию о голливудских пронырах, и драму о заложниках, Аффлек держит в напряжении даже изначально уверенного в хэппи-энде зрителя, за это ему можно простить и небольшие исторические ляпы, найденные педантами, и патриотический пафос, в который он неизменно скатывается в самом конце. Наиболее драматично в этом контексте выглядит небольшой эпизод со служанкой семьи канадского посла, решившей спасаться от стражей Исламской революции в Ираке - из огня да в полымя.