В Египте состоялся «Марш миллионов», организованный объединившейся либеральной оппозицией против конституционной декларации исламистского президента Мухаммеда Мурси. Противники нового режима называют ее «фараонской».
На улицы в минувший вторник вышли несколько сотен тысяч человек. После завершения марша в центре Каира на площади Тахрир началась сидячая забастовка, правда, основная масса протестующих разошлись по домам.
В ночь на среду количество палаток на «круглом пятачке» в центре площади выросло, и к вечеру ожидается новый приток оппозиционеров. Демонстранты перекрыли основные проезды через площадь мешками с песком, открывая дорогу только мусороуборочным машинам и грузовичкам с продуктами.
Накануне продолжались столкновения между силами безопасности и демонстрантами на подступах к Тахриру, в районе площади Симона Боливара в нескольких десятках метров от посольства США. Полицейские применяют слезоточивый газ против забрасывающих их камнями египтян. Кроме этого, ночью силовики ворвались на саму площадь и забросали протестующих гранатами со слезоточивым газом, десятки человек пострадали.
Всего за среду за медицинской помощью только в одном Каире обратились свыше 120 человек, а по всей стране – более 400. Более 100 египтян доставлены в больницы с огнестрельными ранениями, главным образом картечью.
Секретарь Социалистической партии Египта Самир Селим считает, что собравшихся в этом году на митинг действительно было гораздо больше, чем в демонстрациях против Мубарака. «Было много простых людей, не политиков. Вышли те, кого в Египте называют «хизбу-ль-канаба» – «диванная партия». Это люди, которые обычно не участвуют в уличных демонстрациях. Так что думаю, вчера на улицу вышло миллиона два».
Самир Селим рассказал, что стояло за этим парадоксальным решением президента. «Мурси испугался. В Каире ситуация довольно спокойная, но в других городах все иначе. Махалля эль-Гардыйя – это город, где очень много заводов. Это та же самая Махалля... Там 325 раненых, пять погибших. Еще погибший в Даманхуре. И еще в Мансуре, Александрии. В Александрии сожжено три здания партии исламистов. В Мансуре сожгли одно здание. В Каире с 19 ноября трое погибших».
Как сообщают, в демонстрациях много убежденных мусульман – среди протестующих можно увидеть женщин в никабах. Самир Селим сообщил, что впервые протесты поддержали суфийские движения. «Вчера я впервые увидел на Тахрире суфиев. Это была очень интересная демонстрация. Их было около 5 тыс. человек, и они декламировали только одно слово: «Ирхаль!», то есть «убирайся», – рассказал Селим.
Влиятельные суфийские братства, численность которых, по некоторым оценкам, в Египте составляет 15 млн человек, как и в России, находятся в непримиримой оппозиции к исламистам. Напомним, «Братья-мусульмане» и салафиты считают суфиев еретиками.
В среду руководство «Братьев-мусульман» планировало обсудить пути выхода из глубокого политического кризиса, в который погружена страна после обнародования президентских указов. Мухаммед Мурси, по сути, наделил себя исключительными властными полномочиями. Декларация расколола общество на два лагеря: исламистов в лице «Братьев-мусульман», а также поддержавших их салафитов и членов других религиозных течений, с одной стороны, и гражданской оппозиции – с другой.
В свою очередь сторонники «Братьев-мусульман» и других исламистских движений и партий намерены организовать в субботу «Марши миллионов» в поддержку Мурси. Массовые демонстрации пройдут в Каире и всех провинциях страны.
Протестующие требуют отмены декларации и настаивают на формировании новой конституционной комиссии по выработке основного закона, который должен отвечать интересам всех египтян. Наиболее популярный лозунг – свержение духовного наставника исламистов Мухаммеда Бадиа. Его считают «серым кардиналом», который стоит за многими государственными решениями Мурси.Отметим, что впервые после революции 2011 года, в результате которой власть потерял правивший страной несколько десятилетий Хосни Мубарак, оппозиция выступила единым фронтом. Призыв провести «Марш миллионов» поддержали порядка 40 общественных и политических партий, движений и течений светского толка. К ним присоединились известные деятели шоу-бизнеса, актеры, адвокаты, научная и творческая интеллигенция.
Власти отступили, отменив во вторник выход на Тахрир активистов «Братьев-мусульман». По информации местных СМИ, столь резкое обострение политической обстановки в Египте раскололо и руководство исламистов. По мнению ряда лидеров ассоциации, необходимо принять срочные меры, чтобы сдержать эскалацию на улицах египетских городов. И сделать это, отмечают они, важно до пятницы, когда после традиционной пятничной молитвы события могут приобрести неконтролируемый характер.
Настроения египетской толпы поддержала Фемида. Главы кассационного и апелляционных судов Каира и Гизы заявили об окончательном решении приостановить со среды свою работу до полной отмены изданной главой государства обновленной конституционной декларации. Правосудие оказалось полностью парализованным после указов Мурси, которые были восприняты многими служителями юстиции «нелегитимными и посягающими на свободу судебной власти».
Сразу после его решений судьи различных инстанций по всей стране начали объявлять забастовки, и сейчас суды не функционируют практически на 100%. Апелляция продолжает пока рассматривать только дела, затрагивающие «интересы родины»: коррупцию, убийство демонстрантов и персональное право. Заместитель его главы Махер Сами подчеркнул, что судьи «не будут поддаваться на какие-либо провокации, шантаж и давление, не боятся угроз».
Помощник генерального секретаря оппозиционной египетской партии «Конгресс» Хоссам эд-Дин Али уверен, что в толпе вышедших на площадь было и немало сторонников Хосни Мубарака – бывших активистов Национальной демократической партии Египта, которая была распущена минувшей весной.
«Мы не ожидали такого. А ведь мы не собирали людей из других провинций, не приглашали даже из отдаленных районов Каира. Уверен, Мурси испытал шок, когда увидел, сколько человек собралось вчера», – не без гордости отметил политик.
Он напомним, что прийти на митинг вместе призвали ведущие оппозиционные деятели страны, в том числе Хамдин Сабахи, Мохаммад аль-Барадеи и Амр Мусса. По его мнению, «диванную партию» заставил присоединиться к протесту именно этот факт.
«Мы поняли, что должны сплотиться, стать единой силой и защитить страну. Иначе лицо Египта изменится. Поэтому множество тех египтян, кто до сих пор не участвовал в уличных протестах, услышали призыв и наконец спустились с «диванов».
Правда, появление на площади Тахрир суфийских братств особенно не впечатлило политика.
«Я бы не рассчитывал особо на суфиев. Перед выборами они заявляли, что у них 2 млн сторонников, однако не заняли ни одного места в парламенте. Это не та сила, на которую мы можем полагаться», – предупредил эд-Дин Али.
Эд-Дин Али также напоминает, что исламисты в последний момент отменили свой контрмитинг, который они было созвали на соседней с Тахрир площади Абдин.
«Возможно, они не ожидали, что мы соберем столько людей, поэтому постарались минимизировать количество жертв – ведь за них придется расплачиваться президенту, как это было с Мубараком и маршалом Тантауи, – сказал оппозиционер. – Но надо учесть, что они не смогли привезти исламистов из других провинций. Они были вынуждены остаться, чтобы охранять свои офисы в Александрии, Махалле, Порт-Саиде, Сохаге, Верхнем Египте. Множество их офисов было атаковано демонстрантами. И все равно несколько офисов оказались разгромленными».
Эд-Дин Али также считает, что часть вины за действия Мурси несет и Вашингтон.
«Соединенные Штаты дали Мурси понять, что он может делать то, что сочтет необходимым. Немедленно после опубликования конституционной декларации Госдеп США выпустил заявление в таком духе: «Мы верим, что Мурси будет следовать демократическому пути в этом переходе». То есть он получил на это зеленый свет, после того как была урегулирована ситуация в Газе, – сказал политик. – Но после того как США увидели сопротивление египтян, они несколько сменили тон и сделали вид, что они против этой декларации. И Мурси оказался теперь в сложном положении».
Впрочем, решение все же принимал сам Мурси, напоминает эд-Дин Али, и тут сыграла роль самоуверенность президента.
«Вторая причина – это его воображение. Он вообразил себе, что большая часть страны действительно стоит на его стороне. Ему стоило хотя бы раз задуматься – он же выиграл в выборах с очень маленьким перевесом. И то лишь потому, что его противником был Ахмад Шафик, ассоциирующийся с режимом Мубарака. Любой другой, даже бывший вице-президент Омар Сулейман, выиграл бы у него», – уверен эд-Дин Али.
По словам эд-Дина Али, оппозиция теперь активно готовится к пятничной демонстрации. «Это будет плодотворный день, определенно, соберется гораздо, гораздо больше людей. У президента теперь хватает поводов, чтобы отозвать конституционную декларацию. Сейчас он пытается вести переговоры с Амром Мусой, с Мохаммадом Барадеи, с Хамдином Сабахи. Я чувствую, что-то сейчас происходит...» – подытожил оппозиционный деятель.
Добавим, что, если верить интернет-газете «Масрауи», в тюрьме Тора Хосни Мубарак, отбывающий пожизненное заключение, внимательно следит вместе с сыновьями Гамалем и Аля за политическим кризисом. Состояние здоровья экс-президента, как неоднократно сообщалось в последнее время, значительно улучшилось. Он пребывает в приподнятом настроении и ежедневно читает доставляемую в тюремную библиотеку прессу.
В беседе со своим младшим сыном Гамалем, который находится вместе с отцом в оборудованной под палату интенсивной терапии камере, Мубарак назвал происходящее «хаосом». «Я ведь предупреждал об этом, хаос неизбежен», – считает Мубарак.
Его, утверждает газета, сильно удивили решения Мурси, «связывающие по рукам судебную власть». «За все время моего правления я никогда не издавал подобных указов», – сказал он Гамалю.