Хотите увидеть национальную катастрофу? Не бойтесь, в очереди за 200 граммами хлеба стоять не придётся. Просто откройте сайт одного из онлайновых аукционов по продаже антикварных монет и банкнот, и найдите бумажку с шестью нулями. Например, советскую купюру в 75 миллионов рублей 1924 года.
Постарайтесь осознать напечатанную на этих так называемых деньгах цифру. Постарайтесь увидеть ту бездонную яму, куда могут свалиться страна и народ в результате общественной и финансовой катастрофы. Может быть, тогда вы оцените поступок людей, которые за считанные месяцы вытащили Россию из этой ямы.
Большевики, революция и Гражданская война разрушили в России почти всё. Денежная система обрушилась одной из первых. Банкноты в стране выпускали сотни правительств, органов власти, включая уездные и волостные, и даже отдельные предприятия. Купюры печатали, как обои. Можно сказать, что революцию и Гражданскую войну оплатили бумажными деньгами.
Конец смуты и переход к НЭПу потребовал навести порядок и в денежном хозяйстве. Нормальным, человеческим, то есть товарно-денежным отношениям между людьми нужны были нормальные, человеческие деньги.
В конце 1921 года Всероссийский cъезд Советов поручил Наркомфину «осуществить с наибольшим напряжением сил и наибольшей быстротой сокращение и впоследствии прекращение эмиссии и восстановление правильного денежного обращения на основе золотой валюты».
Решение о создании устойчивой советской валюты было принято на ХI съезде РКП(б). В резолюции «О финансовой политике» указывалось: «Для данного момента необходимо, нисколько не ставя задачи немедленного возвращения к золотому обращению, твёрдо установить, что наша экономическая и финансовая политика решительно ориентируется на восстановление золотого обеспечения денег...» В этой резолюции, очевидно, было учтено предложение известного банкира с большим дореволюционным опытом Владимира Тарновского. Его идея заключалась в том, чтобы, не прекращая эмиссию вконец обесцененных совзнаков, которыми покрывался бюджетный дефицит, параллельно выпускать для коммерческого оборота относительно стабильные банкноты, в определённой доле обеспеченные золотом и инвалютой. Эта идея обсуждалась среди других предложений в начале марта 1922 года на совещании у руководителя наркомфина Григория Сокольникова.
Постановлением Совнаркома от 11 октября 1922 года о выпуске банковских билетов была создана новая денежная единица под названием «червонец» с металлическим содержанием в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, равная золотой ценности царских 10 рублей. С ноября 1922 года началось поступление в обращение банкнот номиналом в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. На практике Госбанк РСФСР поддерживал паритет червонца по отношению к иностранным валютам. Огромную роль играла в этом отношении монополия внешней торговли и плановый характер советской системы хозяйства, позволяющие централизованно регулировать платёжные отношения с заграницей и облегчающие тем самым поддержание курса червонца.
Возникла оригинальная двухвалютная система. Правительство через наркомфин эмитировало «деревянные» совзнаки только для внутреннего употребления. Госбанк выпускал «кредитные билеты Государственного банка» с золотым обеспечением. Эта валюта предназначалась и для внутренних расчётов, и для международной торговли.
Пригодились царские монеты
Царская золотая монета в 10 рублей оценивалась на рынке в 12 500 рублей совзнаками 1922 года. Госбанк, руководствуясь конъюнктурой, оценил один бумажный червонец в 11 400 рублей совзнаками, то есть несколько ниже цены золотого десятирублёвика.
Червонец был встречен населением с доверием и рассматривался скорее не только как средство обращения, а как своеобразная ценная бумага. Многие рассчитывали на то, что произойдёт обмен бумажных червонцев на золото, хотя никакого правительственного акта о свободном размене червонцев на золото так и не вышло. Тем не менее население меняло червонцы на царские золотые монеты, иногда даже с небольшой переплатой за бумажные червонцы. Благодаря этому курс червонца оставался стабильным, что дало прочную почву для развёртывания Новой экономической политики.
Одновременно с выпуском бумажных червонцев в октябре 1922 года было принято решение о выпуске золотых червонцев в виде монет. По своим весовым характеристикам — 8,6 грамма, 900 проба — и размерам червонец полностью соответствовал дореволюционной монете в 10 рублей. Исходили из предположения, что монеты должны быть трёх типов: с изображением рабочего у станка, крестьянина в поле и, наконец, с особым рисунком для закавказских республик. Эти проекты не были утверждены, и в ноябре в наркомфин поступили четыре новых эскиза: два для гербовых, и два для лицевых сторон. Автором рисунков стал главный медальер Монетного двора Антон Васютинский. За основу оформления лицевой стороны червонца он взял изображение крестьянина-сеятеля известной скульптуры Шадра.
По закону, червонцы должны были быть не менее чем на 25 процентов обеспечены драгоценными металлами, в первую очередь золотом и инвалютой. Инвалюта в основном хранилась на срочных и текущих счетах в надёжных заграничных банках, а золото — преимущественно в кладовой эмиссионного отдела Госбанка.. Причём в первые годы выпуска червонцев в эту кладовую нередко приглашались иностранные делегации, для того чтобы весь мир убедился в действительном наличии золотого обеспечения советских денег. Эмиссионные балансы публиковались дважды в месяц на 1-е и 16-е число, и их внимательно изучали за границей, пытаясь понять действительное валютное положение страны.
Советские червонцы, являясь твёрдой и устойчивой валютой, обладали в стране высокой покупательной способностью.
Не обошлось и без скандалов
Известно несколько громких скандалов с подделкой бумажных червонцев. Наиболее известны аферы английского капиталиста Генри Детердинга, владельца крупнейшего нефтяного концерна Shell, который был недоволен тем, что СССР продавал свою нефть дешевле средней цены на рынке. Червонцы были объектом фальсификации также со стороны белоэмигрантских и иных враждебных групп, располагающихся, в частности, в Германии.
Чаще всего объектами подделки становились купюры номиналом в 1 червонец, так как они имели рисунок только с одной стороны. Наиболее крупная партия фальшивых червонцев была арестована в Мурманске в 1928 году. Почтовый служащий Сепалов раскрыл подпольную сеть по распространению фальшивых банкнот, печатавшихся в Германии. В ней были замешаны бывшие белогвардейцы, в том числе Карумидзе и Садатьерашвили. Впоследствии их опыт был использован гитлеровской Германией во время Великой Отечественной войны для подделки советских и других денежных знаков.
К концу 1923 года червонец на внутреннем рынке вытеснил из платёжного оборота царскую золотую монету и иностранную валюту. На 16 октября 1924 года бумажных червонцев было выпущено на 557,5 миллиона рублей. Они обеспечивались на 131 миллион рублей золотом в монетах и слитках, на 7 миллионов — платиной в слитках, на 103 — американской, английской и шведской валютами, остальная сумма — ценными товарами.
В течение 1923 года удельный вес червонцев в общей денежной массе вырос с 3 до 80 процентов. Поскольку внутри страны действовали две валютные системы, то Государственный банк каждый день объявлял новый курс червонца по отношению к рублю. Между прочим, опыт использования параллельной валюты для оздоровления денежного обращения вызывал большой интерес за границей, особенно в Германии, где сходные идеи использовались при введении рентной марки для борьбы с гиперинфляцией в ноябре 1923 года.
Постепенно червонец начал проникать на иностранные рынки. С 1 апреля 1924 года курс червонца начинает котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 1924—1925 годах неофициальные сделки с червонцем совершались в Лондоне и Берлине. В конце 1925 года был принципиально решён вопрос о его котировке на Венской бирже. К тому времени червонец официально котировался в Милане, Риге, Риме, Константинополе, Тегеране и Шанхае. Советский червонец можно было разменять или приобрести практически во всех странах мира.
Вплоть до 1924 года совзнаки и червонцы находились в обращении одновременно. Но 7 марта 1924 года вышел декрет СНК СССР, согласно которому эмиссия совзнаков была прекращена. К тому времени помимо червонцев были готовы и банкноты достоинством в 1, 3 и 5 рублей.
Металлические золотые червонцы в основном использовались советским правительством для внешнеторговых операций, однако часть монет имела обращение и внутри России. Монеты обычно выпускались в Москве и оттуда распространялись по всей стране. С началом выпуска металлических золотых червонцев для расчётов с зарубежными странами связан такой казус: западные страны решительно отказывались принимать эти монеты, поскольку на них была изображена советская символика. Выход был найден легко — советский Монетный двор начал выпуск золотого червонца образца Николая II, безоговорочно принимавшегося за рубежом. Таким образом, советское правительство закупало необходимые ему товары за рубежом за монеты с изображением свергнутого царя.
Рубль «ушёл на базу»
В конце 1920-х годов роль золотого обеспечения российских денег сошла на нет.
Как и при введении золотого стандарта, теперь и при отказе от него наша страна всего лишь «плыла по течению» мировых финансов.
Великая депрессия конца 1920-х вынудила многие страны отказываться от золотого обеспечения денег. Первыми в начале 1931 года были Австралия, Новая Зеландия, Аргентина, Бразилия. 21 сентября 1931-го потерпела крах ведущая на тот момент мировая валюта — фунт стерлингов. Отказ Англии от золотого обращения вызвал валютный кризис и валютные затруднения в ряде других стран. Вынуждены были отойти от золотого обращения Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия. Автоматически оторвались от золотого базиса валюты, прикреплённые к фунту стерлингов: валюты Ирландии, Португалии, Египта и Индии. В целом ряде стран, ещё сохранивших золотое обращение, было введено регулирование валютных операций: в Чехословакии, Австрии, Югославии и Латвии. В 1932-м отменили золотое обращение Чили и Япония. В 1933-м принуждены были, несмотря на свой огромный золотой запас, отказаться от золотого обращения и США. Тотальный распад мировых золотовалютных связей выразился в том, что ко времени Лoндонской мировой экономической конференции в июне 1933 года лишь семь стран сохранили золотое обращение, образовав конференцию во главе с Францией — так называемый золотой фронт. Но и в этих странах появились признаки надвигающейся инфляции.
Объективное ослабление золотого обеспечения червонца началось в 1928 году: за весь год за границей было продано около 160 тонн драгоценного металла на сумму в 205 миллионов рублей. Такой широкомасштабной продажи золота не было с 1921 года. С середины августа в закрытых эмиссионных балансах появилась статья «Золото на счетах правления «Союззолото». Это акционерное общество занималось добычей золота и предоставляло правлению Госбанка свои сертификаты в качестве гарантии будущих поставок.
Иными словами, в обеспечение эмиссии ставилось ещё не добытое золото. Так, в балансе на 27 сентября 1928 года числилось золото в кладовой на 19,9 миллиона рублей, на счетах НКФ — 49,5 миллиона рублей, на счетах «Союззолото» — 41,3 миллиона. Притом за три квартала 1927/28 хозяйственного года государству от этого акционерного общества реально поступило золота лишь на 12 миллионов.
Со временем статья «Золото на счетах правления «Союззолото» как самостоятельная была ликвидирована и включена в статью «Золото на счетах НКФ». В результате эмиссионные балансы продолжали всё больше отдаляться от реальности. Например, на 1 июня 1929 года в кладовой эмиссионного отдела имелось золота на 22,2 миллиона рублей, в то время как по статье «Золото на счетах НКФ» числилось 158,2 миллиона. Иными словами, эмиссия червонцев обеспечивалась в основном будущей добычей.
С начала 1930-х годов золотое обеспечение рублей прекратилось де-факто.
Постановление Совмина СССР от 28 февраля 1950 года перевело рубль на постоянную золотую базу. Объявленное золотое содержание рубля равнялось 0.222168 грамма чистого золота, сбытовая цена 1 грамма золота устанавливалась в 4,45 рубля. Однако это была пустая декларация, поскольку рубли на золото не обменивались. Это была пропаганда в условиях холодной войны — против западной финансовой системы, основанной на долларе США.
Идея о двух валютах жива
Сегодня на расстоянии лет видно, что введение золотого обеспечения было временной, вынужденной, тактической мерой. Смысл её был в стабилизации финансов и возрождении доверия населения к денежной системе после ужасов Гражданской войны. В условиях советской административно-командной системы с закрытыми границами решающую роль в обеспечении устойчивого денежного обращения играл не золотой запас, а регулирование государством всего товарооборота страны и уровня цен. Свёртывание рыночной экономики, концентрация гигантских товарных масс в руках государства объективно исключали золото из денежного обращения даже в форме фантомного «золотого обеспечения». Фактически золото стало использоваться исключительно для государственных расчётов за рубежом.
Накануне выборов кандидат в президенты США Митт Ромни заявил о планах введения золотого стандарта в случае его победы. Специалисты не отнеслись к его словам серьёзно, так же как проигнорировали неоднократные заявления стран Персидского залива о введении золотого динара и слова покойного полковника Каддафи о золотой валюте некоего планируемого им Африканского союза.
Между прочим, ряд центральных банков крупных стран, в том числе России, с 1990-х годов активно и последовательно наращивали золотые авуары.Поэтому можно быть уверенным: золото продолжит тем или иным способом играть заметную роль в работе мировых финансов. Причём идея коммунистов-ленинцев о двух валютах продолжает жить. 9 марта 2011 года в Национальный совет Швейцарии депутатом Ульрихом Шулером была внесена парламентская инициатива по введению дополнительной денежной единицы в Швейцарии — так называемого золотого франка. Она стала частью кампании «За здоровую валюту», которую ведёт правая Швейцарская народная партия. Судя по активности на рынке золота, подобные планы вынашивает руководство Китая.
Конец золотого стандарта
Первая мировая война привела к приостановке золотого размена и ликвидации золотого обращения, существовавшего во всех развитых странах накануне 1914 года. Единственным исключением стали США. Валюты стран Европы перенесли жестокие удары в течение войны и ещё большие потрясения в пятилетие, последовавшее за заключением мира.
Необходимость нормального функционирования послевоенного хозяйства после 1918 года превратилась в вопрос о восстановлении золотого обращения. Брюссельская международная финансовая конференция в 1920 году высказалась за скорейший повсеместный возврат к золотому стандарту. «Мы считаем крайне важным, — говорилось в резолюции Брюссельской конференции, — чтобы мир обладал общим денежным измерителем. Таковым является золото. Поэтому крайне желательно, чтобы страны, уклонившиеся от золотой системы, к ней вернулись». По этому пути и пошло восстановление устойчивого денежного обращения, совершившееся в течение второго пятилетия после войны. В Германии это произошло в 1924 году, в Англии — в 1925-м, во Франции — в 1928-м, в Италии — в 1927-м, за ними последовали и остальные страны.
Однако на Западе золотое обеспечение было восстановлено не в существовавшей до войны классической форме, а в виде или системы паритета золотых слитков — в Англии, Франции, Италии и системы девизного паритета — в Австрии, а также других систем.
Напомним: золотой паритет — зафиксированное законом страны весовое содержание чистого золота в национальной денежной единице. В этой системе существовали так называемые золотые точки: верхний и нижний пределы отклонений курсов валют от их монетного паритета в условиях золотого обращения и свободного движения золота между странами. Золотые точки определялись расходами — транспорт, страхование, — связанными с перемещением золота между странами.
Система девизного паритета, или золотого ядра, отличается тем, что сфера внутреннего денежного обращения обслуживается исключительно или почти исключительно бумажными знаками, но соответствующий паритет этих знаков с золотом и иностранной валютой поддерживается мерами девизной политики, то есть путём покупки и продажи золота и иностранных девиз, или валют.
Эхо Планеты