Обвиняемый в убийстве 14 сослуживцев и егеря на погранзаставе «Арканкерген» в Казахстане пограничник Владислав Челах заявил в среду на судебном процессе в суде Талдыкоргана (адмцентр Алматинской области) во время допроса, что явку с повинной написал «под диктовку».
«Я подтверждаю, что явка с повинной мной написана под диктовку замначальника Алакольского РОВД», - сказал Владислав Челах .
«Он (замначальника Алакольского РОВД) же мне сказал, чтобы я написал, что я был дежурным, а не постовым. Он мне говорил, как и что писать, как я и в кого якобы стрелял», - сказал Челах.
«На моем втором допросе какому-то подполковнику КНБ - оперативнику. Он сказал мне, что я должен все взять на себя, так как он знает о моей непричастности, но надо сказать, что это сделал я, чтобы не спугнуть этих серьезных людей», - пояснил подсудимый».
Челах, рассказав в суде свою версию произошедшей на посту «Арканкерген» трагедии, попросил суд удалить его из зала судебного заседания.
«Я на вопросы судьи, прокуроров и даже своих адвокатов отвечать не буду! Все мои показания напечатаны адвокатом Сарсеновым. Я не доверяю всем тут в зале, это все преступники», - заявил Челах.
«Ваша честь, прошу увести меня из зала», - добавил подсудимый.
Когда конвой начал уводить Челаха, родные погибших возмутились и потребовали, чтобы он ответил на все их вопросы. «Зачем всех убил? Пусть здесь сидит и отвечает на наши вопросы», - выкрикивали потерпевшие.
«Я ни на чьи вопросы не хочу отвечать», - сказал Челах в ответ на предложение прокурора: «Не хотите отвечать суду и прокурорам, пусть ответит родственникам погибших».
«Я на вопросы отвечать не буду. Не хочу отвечать ни на чьи вопросы (...). Вы меня полгода топите и сейчас топите», - заявил подсудимый, вновь попросив вывести его из зала суда. Челах попытался оказать сопротивление конвою, после чего его вывели из зала.
Ранее на допросе Челах заявил, что не убивал своих сослуживцев и егеря, тела которых были обнаружены на посту «Арканкерген».
«Обвинения в дезертирстве я не признаю, я ведь спасал свою жизнь, также я не признаю обвинения в краже чужого имущества. Пистолет Кереева я не похищал, карту также не похищал», - заявил Челах.
«Признаю свою вину только в уничтожении военного имущества и ношении оружия», - заявил Челах. «Полгода длилось следствие, и вы сделали все, чтобы меня посадить, а истину так и не искали», - сказал подсудимый.
Как сообщалось 23 ноября процесс по делу об убийстве 14 пограничников и егеря на посту «Арканкерген» начался без обвиняемого, позже его в принудительном порядке доставили в суд, но почти сразу вынуждены были вывести его из зала.
Напомним, 30 мая пограничный наряд погранзаставы «Сары Боктер» Ушаралского пограничного отряда регионального управления пограничной службы «Шыгыс» (Восток) обнаружил в горах сгоревшее здание пограничного поста «Арканкерген», на котором в летнее время несут службу 15 пограничников.
На месте трагедии были найдены останки 14 человек, кроме того, в охотничьем домике неподалеку было обнаружено тело егеря. Позднее в убийстве сослуживцев и егеря признался пограничник Владислав Челах, служивший на этом посту.
Сообщалось, что подозреваемый в присутствии матери дал признательные показания, по его словам, он стрелял в сослуживцев, в том числе из пистолета командира, который он взял из сейфа.
После этого Челах ушел в горы, предварительно захватив в сторожке у охранника гражданскую одежду и небольшую сумму денег – около 1200 тенге (148,89 доллара).
Позже он отказался от своих ранее данных признательных показаний и заявил, что не убивал своих сослуживцев.
Между тем, 1 октября следствие официально предъявило обвинение Челаху по восьми статьям. Его подозревают в совершении убийства двух и более лиц, похищении пистолета и ношении его, краже личного имущества, в незаконном проникновении в чужое жилище. Кроме того, предъявлены обвинения «в краже госсекретов».
31 октября стало известно, что суд над Челахом пройдет в открытом режиме с участием присяжных заседателей. При этом уголовное дело Челаха состоит из 56 томов, из которых три засекреченных.
3 ноября адвокат Челаха сообщил, что, как установила экспертиза, 15 военных, погибших на казахстанском пограничном посту «Арканкерген», могли быть расстреляны из 10 автоматов.