Облик партизанского отряда
В российской прессе термин «полевой командир» появился для обозначения независи¬мых командиров, участвовавших в абхазской войне 1992 года. Семантически он связан с другим неологизмом — «боевик», который можно определить как боец вооруженного фор¬мирования или небольшой вооруженной группы. Для россиян это было новое явление, а сло¬во взято из терминологии, ранее использовавшейся для обозначения вооруженных бойцов Ирландской республиканской армии.
Сам по себе термин «полевой командир» не имеет смысла ни в русском, ни в английском языках, поскольку любой командир, находящийся на фронте, и есть в сущности «полевой ко¬мандир». Этот термин применяют для обозначения лидеров противозаконных военизиро¬ванных формирований или вооруженных криминальных групп. На постсоветском пространстве, ослабленном межэтническими конфликтами (Таджикистан, Чечня, Грузия и т.д.), подобные организации появлялись довольно часто. А в репортажах из «горячих точек» (Афганистан, Сомали, Колумбия) российские средства массовой информации называли такого рода неформальных лидеров полевыми командирами.
В контексте Чечни полевой командир — человек, возглавляющий «незаконное» воо¬руженное формирование боевиков, число которых может варьироваться от нескольких десятков до нескольких сотен. В период между войнами некоторые формирования насчитав ли даже тысячи членов. Обычно их количество зависит от финансовых возможное гей кома дира, а в расколотом войной обществе, где безработица порой достигает 90% трудоспосо ного населения, число добровольцев, как правило, увеличивается. Российское правитсл ство считает эти формирования нелегальными, но следовавшие друг за другом правител ства Дудаева и Масхадова относились к ним не только толерантно, но даже использовали их.
Финансирование этих групп осуществляется из двух источников — внутреннего внешнего. Внутреннее финансирование происходит за счет того, что лучше всего может обозначить как «военный налог», взимаемый с населения территории, контролируем< определенным командиром. Некоторые из них участвуют в торговле наркотиками, и пользуя Чечню как своего рода «перевалочный пункт» для контрабанды. В 1997- -1999 г дах такие командиры, как Басаев, Гелаев и Радуев, участвовали также в дележе прибыли, п ступавшей от торговли нефтью. Источники и размер доходов дали повод для предполож ний, что командиры разместили свои средства в западных и ближневосточных банках, затем использовали их на закупку оружия и боеприпасов, необходимых для продолжен! войны. Такие операции проводят через посредников, специализирующихся на междун родной торговле оружием.
Внешнее финансирование имеет другую природу. Оно основано преимущественно в частных источниках. В данном случае средства поступают от исламских благотвори телып обществ и организаций, представители которых находятся в Чечне с 1995 года. Также ее информация о роли в этом деле спецслужб ряда исламских стран, в частности Пакистана, С удовской Аравии, Турции. Это финансирование основательно и хорошо организовано, ч может свидетельствовать о непосредственном участии зарубежных государств (об это кстати, неоднократно заявляла Россия). Кроме того, существенную организационную по держку и материально-техническую помощь партизанским отрядам Чечни оказали так: транснациональные структуры, как движение «Талибан», «Аль-Каида» и «Братья-мусул мане». Но мы должны быть осторожными и не переоценивать роль так называемого «И дамского интернационала», ведь большинство сообщений о его участии поступает из рс сийских источников, имеющих, естественно, особый взгляд на этот конфликт...
centralnaya-aziya-i-kavkaz_zhurnal-soc.pdf [3,28 Mb] (cкачиваний: 673)