Запад щедро подливает масла в огонь, чтобы ускорить падение сирийского режима. Дойдет ли дело до интервенции?
В любом случае в США разработаны конкретные планы военного вторжения, под которые уже принимаются меры. Противоракетные комплексы вдоль северо-западной границы Сирии, по признанию генерального секретаря НАТО, могут быть использованы для создания бесполетной зоны, а это - проторенный путь к военному вмешательству. Помимо натовских противоракетных установок Германия отправляет в район будущих боевых действий разведывательные самолеты AWACS; на месте и по ситуации будет ясно, куда они полетят... Пишут также о переброске дополнительного американского военного контингента в Ирак, что предполагает подготовку наземной операции. Формально здесь даже не нарушается обещание вывода американских войск из Ирака, которое президент Барак Обама честно выполнил: он ведь не обещал (!), что американцы снова в Ирак не войдут.
В политическом отношении для интервенции может быть использован тот же обкатанный иракский сценарий с некоторыми изменениями. Помнится, десять лет назад вице-президент США Ричард Б. Чейни в своей речи перед ветеранами в Нэшвилле утверждал, что только дураки или трусы думают, что интервенции можно избежать. На прошлой неделе, обращаясь к министрам иностранных дел стран НАТО после завершения работы Совета НАТО, Андерс Фог Расмуссен призвал страны альянса «не прятать голову в песок». Внешне инициатива вроде бы перешла от США к НАТО, а по сути ничего не изменилось. Как и утверждения американской стороны со ссылкой на закрытые сведения спецслужб о намерении неугодного режима применить оружие массового поражения. В своё время, игнорируя данные инспекционных проверок Ханса Брикса, американцы упорно приписывали Саддаму Хусейну намерение применить все виды ОМП – и химическое, и биологическое, и ядерное. С Сирией поступают проще - ограничиваются химическим оружием: уже в августе с.г. Обама предостерег сирийское руководство от его использования. Пример Ирака не забыт, и, чтобы отвести от себя подобное обвинение, сирийское правительство сделало всё от него зависящее, вплоть до обращения в Совет Безопасности ООН.
Однако это вряд ли поможет. И неважно, что не только сирийцы, но и немецкая разведка утверждают: у Башара Асада нет планов использовать химическое оружие. Зато у Пентагона и министра иностранных дел Великобритании У. Хейга имеются на этот счет некоторые сведения (1). Тем временем, по сообщениям СМИ, некий Фронт Ан-Нусра (организация, близкая к «Аль-Каиде») уже взял под свой контроль фабрику по производству хлора. Сирийское руководство поставило в известность Совет Безопасности ООН о возникшей с этой стороны угрозе применения химического оружия, но думается, что его применение или угроза его применения сыграют здесь роль спускового крючка независимо от того, чья рука нажмёт на спуск. Когда пожар разошелся, в дыму не разобрать, кто бросил горящую головню в соседний дом. Так, немецкие неонацисты уже 70 лет доказывают, что не гитлеровская Германия, а Польша своими провокациями на границе развязала Вторую мировую войну. Если же вернуться к американскому вторжению в Ирак в 2003 году, то тогда США не погнушались прямым подлогом. Государственный секретарь США К. Пауэлл, обвиняя Ирак, демонстрировал с трибуны ООН пробирку с возбудителем сибирской язвы и ложно интерпретированные космические снимки. А когда выяснилось, что «улики» сфабрикованы, это уже не имело никакого значения.
Возможное наличие химического оружия на территории Сирии, конечно, беспокоит атлантических союзников, отправляющих к турецкой границе в придачу к противоракетным комплексам своих военнослужащих. Германия, Нидерланды и США отправляют в Турцию одинаковое количество техники и живой силы: по два комплекса "Пэтриот" и по 400 военных (2). Думается, что недавние заверения министра иностранных дел ФРГ и руководителя разведслужбы BND о том, что сирийский режим вот-вот рухнет под ударами оппозиции (3), адресованы в первую очередь немецкой общественности. Кстати, согласно опросам, 59% немцев не поддерживают отправки ЗРК в Турцию, а в немецком парламенте, которому предстоит утвердить решение правительства, Левая партия категорически возражает против выдачи военным соответствующего мандата.
Наконец, для военного решения поставленной Западом задачи сменить сирийский режим может быть использована апелляция к принципу «ответственность по защите» (модификация гуманитарной интервенции), сформулированному на Всемирном саммите ООН в 2005 г. «Ответственность по защите» вменяет государству в обязанность защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности. Предполагается, что в случае неспособности страны выполнять эти обязанности международное сообщество в лице ООН вправе использовать соответствующие средства для защиты населения. Уместно напомнить, что к настоящему времени в Сирии погибло уже больше людей, чем во всех странах, по которым прокатился ураган «арабской весны»: 42 тысячи человек (число погибших в Ливии составляет 30 тысяч, 850 человек – в Египте и в Йемене, 200 – в Тунисе, 40 – в Бахрейне) (4). Министр обороны Германии уверен, что в случае применения химического оружия Россия и Китай изменят свою позицию и перестанут блокировать резолюции ООН, допускающие интервенцию (5). Что же касается премьер-министра Турции, он считает, что с учетом неспособности ООН обеспечить правовую основу вторжения назрела необходимость реформирования этой международной организации.
Думается, что сегодня главное отличие от ситуации, имевшей место на Ближнем Востоке 10 лет назад, заключается в обострённом нежелании Запада втянуться в конфронтацию с мусульманским миром. Но как добиться этой стратегической цели, учитывая, что за режимы приведены к власти на Ближнем Востоке?
Тунис бредет от одних выборов к другим (октябрь 2011 – выборы в Национальный учредительный комитет, президентские и парламентские выборы назначены на июнь 2013), на ходу сочиняя конституцию и спотыкаясь о демонстрации. Не далее как в минувшем сентябре демонстрантов выгоняли с территории американского посольства, а в конце ноября поднялась волна социальных протестов... За разработку конституции взялось и созданное после «арабской весны» правительство Египта: снова мировые СМИ ведут репортажи с площади Тахрир, где, как сообщают СМИ, народ требует свержения режима (6), хотя эти требования не стоит, видимо, приписывать всему народу… В Ливии западные нефтяные компании сменой режима довольны. В частности, немецкая Wintershall сообщает, что в 2013 г. будет построен новый нефтепровод, который позволит покрыть имеющийся дефицит экспортных мощностей. «Сегодняшняя добыча нефти превосходит наши ожидания», - заявляет председатель правления немецкой компании (7). А между тем по соседству, в Мали, зреет ещё один взрыв, хотя западные эксперты и политики предпочитают не замечать того, что это следствие свержения Каддафи, на содержании которого находилась армия Мали.
Волнения в странах зоны «арабской весны» можно, конечно, пытаться объяснить в каждом отдельном случае местной спецификой. Однако есть нечто общее, что свойственно всей этой искусственно взбаламученной части мира, а именно: переход от относительной стабильности к очень плохо управляемым и во многом уже негосударственным структурам. Одновременно Запад продолжает наращивать поставки оружия избранным ближневосточным режимам. Например, немцы собираются поставить в Саудовскую Аравию новую партию танков, не обращая внимания на то, что немецкие танки использовались саудовцами для подавления волнений в Бахрейне (а скорее, именно поэтому). Сказать что-либо в этом случае о возможностях влияния России на ситуацию в регионе сложно. Москве уже указали на то, что не в ее компетенции обсуждать на дипломатическом уровне действия НАТО. Именно так на заявление заместителя министра иностранных дел РФ С.А. Рябкова отреагировал министр обороны Германии Т. де Мезьер (8). Впору задуматься, к чему всё это может повести в последующем, в том числе в политике Запада по отношению к сообществу постсоветских государств.