Примерно месяц назад в Саудовской Аравии было объявлено о плановой операции короля Абдаллы, которая была проведена в госпитале Эр-Рияда. Буквально через несколько дней арабская пресса была наводнена слухами о клинической смерти короля.
Главари крупных арабских племен ведут закулисные переговоры по назначении преемника после короля Абдаллы
Слухи были настолько серьезными, что потребовалось специальное заявление кронпринца Салмана и официальное фото короля, сделанное в госпитале в окружении высших сановников.
Тем не менее, судя по всему ситуация со здоровьем короля действительно критическая. По сообщению информированного твиттер-источника @mujtahidd, имеющего более 800 тысяч читателей и который ранее давал вполне достоверную информацию, король Абдалла после операции получил крайне тяжелое осложнение в виде острого респираторного дистресс-синдрома. Это заболевание приводит в трети случаев к смерти пациента, причем нужно учитывать, что возраст короля — 88 лет.
На первый план выходит вопрос о передаче власти. Формально все выглядит вполне благополучно — имеется наследник престола кронпринц Салман, занявший этот пост после смерти летом этого года прежнего кронпринца Наифа. В случае смерти короля коронный совет должен будет избрать нового наследника, на чем формирование новой конфигурации власти закончится.
Однако ситуация выглядит не просто. После смерти основателя нынешней Саудовской Аравии (а Королевство — третье по счету государство династии Аль-Саудов) решением первого короля Абдель Азиза наследником был назван его сын Сауд, а следующим правителем — его брат Фейсал. Так было положено начало своеобразной системе наследования — от брата к брату.
Логика применения лествичной системы в Саудовской Аравии обусловлена клановым характером аравийского общества. Пять крупнейших племен были представлены во власти через заключение браков, следствием чего стало появление на свет нескольких десятков наследников короля Абдель Азиза, по материнским линиям восходящим к разным племенам монархии.
Назначение нового преемника всегда сопровождалось закулисным торгом между ведущими шейхами племен при участии влиятельнейшего семейства Аш-Шейх, ведущего свою родословную от Мохаммеда Аль-Ваххаба - создателя идеологии и практики единобожия — иначе называемой ваххабизмом.
Система передачи власти от брата к брату сохранилась и по сей день. На сегодня из многих десятков его представителей в живых остается лишь три более-менее дееспособных сына Абдель Азиза — кронпринц Салман, принц Ахмет и принц Мукрин.
Салман был избран кронпринцем только потому, что является представителем самого влиятельного аравийского клана Судейри. Возможности Ахмета стать его преемником оцениваются крайне низко, а матерью принца Мукрина была иностранка, что делает любые его претензии на высшую власть нулевыми по шансам.
Возникает принципиально новая ситуация, которой еще не было в Королевстве — передача власти не только по согласованию между кланами, но и между поколениями. Третье поколение принцев еще более многочисленно — около 300 человек. Материнские линии внутри этого поколения переплетены еще причудливее, взаимное влияние кланов внутри этого поколения, экономические интересы различных групп — в том числе и не входящих в правящее семейство, а в некоторых случаях и связанных с иностранными государствами — весьма запутаны.
Наконец, стоит отметить и различное влияние на разные группировки внутри династии и со стороны внешних сил. Все вместе создает крайне причудливую картину, которая так и не получила внятного и определенного решения по сей день. Нужно учитывать, что клан нынешнего короля — племя шаммар — обладает контролем над Национальной гвардией, в то время как клан Судейри контролирует армию и спецслужбы.
На этом фоне на первый план выдвигается амбициозный, однако представитель третьего поколения и член клана Судейри принц Мохаммед бин Наиф — сын прошлого кронпринца Наифа бин Абдулазиза, нынешний министр внутренних дел Королевства. Однако его кандидатура — не консенсусная, против него выступают представители различных группировок, а также семейство Аш-Шейх. Похоже, что Саудовская Аравия вступает в полосу политической нестабильности. Есть сведения, что нынешнее положение короля Абдаллы крайне тяжелое. Поддержание его жизни признано целесообразным потому, что до сих пор нет консолидированного решения по вопросу передачи власти. Внезапная смерть короля может привести к лавине. По ряду сведений полиция уже месяц как приведена в состояние повышенной готовности. Армия и Национальная гвардия также приведены в это положение.
Стоит добавить, что Саудовская Аравия была создана из четырех исторических областей полуострова — и линии региональных разломов за век существования государства еще далеко не затянуты. Шиитское большинство Восточной провинции бурлит. Династия Хашимитов не забыла, что ее представители были изгнаны из Мекки и Медины нынешней династией. Не зарубцевались обиды и свергнутой Абдель Азизом Аль Саудом династии Рашидидов. Так что в случае политической нестабильности Королевства желающих воспользоваться вакуумом власти найдется предостаточно.