Али Хосейни Хаменеи родился 17 июля 1939 года (24 тира 1318) в Мешхеде и был вторым из восьми детей в семье. По происхождению он азербайджанец. Хаменеи принадлежит к сеидам, потомкам пророка Мухаммеда. Его дед — Сейед Хоссейн был видным священнослужителем в Азербайджане, в частности в Хиабани и Тебризе, а затем перебрался в Ирак, в священный для мусульман-шиитов город Эн-Наджаф. Его отец, аятолла Сайед Джавад Хосейни Хаменеи, являлся учителем медресе, позже — членом городской улемы Мешхеда. Он скончался в возрасте 93 лет. Мать, дочь ходжат-оль-ислама, была родом из Йезда (скончалась в Мешхеде в 1989 году в возрасте 76 лет). Тётя по отцу Хаменеи приходилась супругой шейху Мохаммаду Хиябани, возглавившего в 1920 году Иранском Азербайджане национально-освободительное движение, направленного против шахского владычества.
В Мешхедской шиитской духовной академии (Хавза) его наставниками были Хадж Шейх Хашем Газвини и Аятолла Мелани. В 1957 году Хаменеи перебрался в Наджаф, а на следующий год — в Кум. В Куме он познакомился с Аятоллой Хусейном Боруджерди а также с Рухоллой Хомейни. Радикальные взгляды Хомейни оказали сильное влияние на Али, он начал активную антишахскую деятельность. В 1964 году Хомейни был выслан из Ирана, а Али был арестован САВАК в Бирдженде, однако вскоре был отпущен и вновь вернулся в Мешхед. С 1963 до 1975 года Хаменеи попадал в тюрьму ещё пять раз, проведя в заключении в общей сложности несколько месяцев.
После победы Исламской революции в 1979 году Хаменеи был назначен руководителем пятничной молитвы (фактически — еженедельная общегосударственная политинформация в Тегеране). Сменил на этом посту великого аятоллу Монтазери.
Исламская революция и президентство
Али Хаменеи был одним из ключевых деятелей Исламской революции и близким соратником Хомейни. После революции им была создана газета Джомхури-е эслами («Исламская республика»).
Хомейни назначил Хаменеи имамом (руководителем) пятничной молитвы в Тегеране после отставки Великого Аятоллы Монтазери. В течение небольшого времени Хаменеи занимал пост заместителя министра обороны в правительстве Абольхасана Банисадра и руководителя Стражей Исламской Революции. Хаменеи неоднократно посещал фронты ирано-иракской войны в качестве представителя парламентского комитета по обороне.
27 июня 1981 года леворадикальная партизанская организация Моджахедин-е Халк, развернувшая вооружённую борьбу против нового иранского режима, предприняла неудачное покушение на Али Хаменеи. На пресс-конференции рядом с ним разорвалась спрятанная в магнитофоне бомба, в результате чего у него перестала работать правая рука. Через два месяца после покушения на Хаменеи Моджахедин-е Халк осуществило взрыв в здании канцелярии главы правительства, в результате которого погибли президент страны Мохаммад Али Раджаи и премьер-министр Мохаммад Джавад Бахонар и ещё несколько человек.
На внеочередных октябрьских президентских выборах Хаменеи получил 95 % голосов и стал первым представителем духовенства на посту президента. Изначально основатель Исламской республики Аятолла Хомейни предполагал, что президентом Ирана может быть только человек со светским образованием (какими были юристы Банисадр и Раджаи), но ввиду чрезвычайной популярности Хаменеи и его склонности к военному делу он пересмотрел свои взгляды. Премьер-министром стал Мир-Хосейн Мусави, чья бабушка приходилась сестрой отцу Али Хаменеи. С санкции Хомейни Али Хаменеи стал генеральным секретарём Партии исламской республики (ПИР).
Сразу после избрания Хаменеи президентом в Иране начались репрессии против контрреволюционных сил, ставшие ответом на партизанскую и террористическую деятельность, особенно активную в западных провинциях. Хаменеи призвал устранить «отклонения от курса, либерализм и про-американизм». Тысячи членов анти-исламской оппозиции были казнены революционными судами. Государственный террор продолжался до 1982 года, когда правительство наконец упразднило революционные суды.
Хаменеи возглавлял Иран в течение практически всей ирано-иракской войны. При нём Корпус стражей Исламской революции эволюционировал из народного ополчения в элитную гвардию, за что Хаменеи заработал глубокое уважение военных. 16 августа 1985 года в Иране состоялись президентские выборы, победу на которых одержал Али Хаменеи, набравший 85 % голосов.
Высший руководитель
Избрание
Лидер Исламской революции аятолла Рухолла Мусави Хомейни скончался 3 июня 1989 года. На следующий день собрался Совет экспертов и после 20-часового заседания 60 голосами из 74 присутствующих членов Совета Али Хаменеи был избран Высшим руководителем Ирана. Изначально Аятолла Али Мешкини, Аятолла Абдул-Карим Мусави и Аятолла Мохаммад Реза Гольпайгани предложили Совету экспертов сменить единоличный пост Высшего руководителя на Высший Совет, проголосовав сразу за троих. После того, как Совет экспертов отказал им, Аятолла Гольпайгани выставил свою кандидатуру самостоятельно, но проиграл Али Хаменеи, который получил две трети голосов.
Принцип главенства исламского шиитского духовенства в государственном управлении, который лежит в основе иранского государственного устройства, называется Велаят-е Факих («опека законоведа»). В данных условиях ни одно решение не вступает в силу, не будучи одобренным Высшим руководителем (Вали-е Факих). Даже демократически избранный кандидат на тот или иной пост требует утверждения Высшим руководителем.
Хаменеи значительно расширил влияние Высшего руководителя, передав ему (то есть себе) некоторые президентские полномочия, связанные с контролем работы Парламента, президентской администрации, совета министров, судебной системы, Корпуса Стражей Исламской Революции, средств массовой информации, вооружённых сил, разведки, полиции, а также различных негосударственных организаций, фондов, советов и бизнес-сообществ.
На момент смерти Хомейни Али Хаменеи не имел даже титула Аятоллы, тогда как Конституция Ирана требовала, чтобы на посту Высшего руководителя был марджа («тот, кому следует подражать», интерпретатор ислама). Аятолла Хомейни не был доволен кругом потенциальных кандидатов в свои преемники, поэтому за три месяца до кончины он назначил комиссию по пересмотру конституции таким образом, чтобы Высшим руководителем мог стать «любой эксперт в исламском праве и обладающий приемлемыми управленческими умениями». К 4 июня поправка к Конституции ещё не была одобрена на референдум(всенародный плебисцит состоялся 28 июля), поэтому, избрав Хаменеи, Совет экспертов формально назначил его временным руководителем до вступления в силу поправок. В то же время всего за одну ночь Али Хаменеи «поднялся» в исламской иерархии с Ходжатоль-Эслама до Аятоллы.
Хаменеи получил титул марджи лишь в 1994 году. После кончины Мохаммада Али Эраки, носившего этот титул, Сообщество руководителей духовных семинарий Кума объявило марджей Али Хаменеи. При этом некоторые аятоллы выступили против, в их числе было 4 Великих Аятоллы, среди которых — Мохаммад Ширази. Хотя для того, чтобы получить этот титул достаточно согласия лишь нескольких аятолл, Хаменеи отказался быть марджей для иранцев, приняв титул марджи для шиитов за пределами Ирана.
Внутренняя политика
Али Хаменеи традиционно считается лидером консервативного движения Ирана. В то же время Аятолла Хаменеи оказывает большую поддержку научному прогрессу. Он был среди первых представителей исламского духовенства, одобривших исследования в области стволовых клеток и терапевтического клонирования. Аятолла Хаменеи уделяет большое внимание развитию атомной энергетики. По его словам «запасы нефти и газа небезграничны».
Хаменеи выступает за ускорение темпов приватизации экономики. В 2004 году была пересмотрена статья 44 Конституции Ирана, согласно которой объекты инфраструктуры должны находиться лишь в государственной собственности.
Фетва на создание ядерного оружия
Аятолла Али Хаменеи издал фетву, в которой говорилось, что производство, накопление и применение ядерного оружия запрещено Исламом. В августе 2005 года фетва прозвучала в официальном заявлении иранского правительства на заседании МАГАТЭ в Вене[16]. Однако группа бывших иранских дипломатов заявила, что Хаменеи в разговоре с представителями служб безопасности и разведки Ирана сказал, что изданная им фетва не запрещает мусульманам ИРИ разрабатывать ядерное оружие. Влияние и исполнение фетвы оказались под вопросом и по ряду других причин: вероятности того, что она была выпущена в рамках шиитской доктрины «такия» (форма дозволенного в интересах защиты веры) или того, что Хаменеи может изменить или и вовсе отменить ее в будущем – тем более, что такой случай в истории уже был, когда Верховный лидер Хомейни во время ирано-иракской войны отменил свою фетву на оружие неизбирательного действия и приказал возобновить разработки такого оружия, в том числе и ядерных бомб.
Внешняя политика
США
Критика США является неотъемлемой частью любых публичных выступлений Аятоллы Хаменеи. Он критикует американское руководство за империалистическую политику на Ближнем Востоке, за поддержку Израиля, агрессию против Ирака.
Палестина
Аятолла Хаменеи рассматривает Израиль как незаконный оккупационный режим. Таким образом, он поддерживает нежелание палестинцев признавать государство Израиль. По словам Хаменеи, «если кто-либо в исламском мире совершит эту ошибку и официально признает этот угнетательский режим, помимо того, что он навлечет на себя позор и презрение, тот совершит также тщетную акцию. Потому что этот режим долго не протянет».
Путь решения палестинского вопроса заключается, по мнению Хаменеи «в проведении референдума среди палестинского народа, всех тех, кто был изгнан из Палестины, которые скитаются в Ливане, Иордании, Кувейте, Египте и других арабских государствах. Они должны вернуться на родину, в свои дома. А также те, которые были в Палестине до 1948 года, как мусульмане, так и христиане и иудеи. Среди них следует провести референдум. Они должны будут в ходе всеобщего референдума избрать господствующий над Палестиной порядок».
Личная жизнь
Али Хаменеи женился в 1964 году на Ходжасте Хаменеи, в браке с которой у них родились четыре сына (Моджтаба, Мустафа, Масуд, Масьям) и две дочери (Бошра, Хода). Сын Моджтаба женился на дочери Голям-Али Хаддад-Аделя, занимавшего в своё время пост председателя Меджлиса. По словам Хаддад-Аделя Хаменеи ведет «аскетичный образ жизни».
Двоюродный брат Али Хаменеи Али Техрани в 1981 году бежал в Ирак и вёл активную пропаганду против иранского руководства. Позднее к нему присоединилась и родная сестра Хаменеи.
Хаменеи свободно владеет персидским, азербайджанским и арабским языками. Немного говорит по-английски. Перевел несколько книг с арабского. Увлекается поэзией. В юности увлекался футболом, сегодня в свободное время предпочитает пешие горные прогулки.
Книги и исследовательская деятельность
«Общий план исламского мышления в Коране»;
«О глубине намаза»;
«К вопросу о терпении»;
«Четыре главные книги о науке о деятелях»;
«Велаят»;
Доклад на тему «Историческая справка и нынешнее положение научной духовной семинарии Мешхеда»;
«Биография шиитских Имамов» (не напечатано);
«Пишвае Садек» ;
«Единство и партийность»;
«Искусство с точки зрения аятоллы Хаменеи»;
«Правильное понимание религии»;
«Фактор борьбы в жизни Имамов»;
«Дух единобожия; отрицание поклонения кому-либо помимо Бога»;
«Необходимость возвращения к Корану»;
«Жизненный путь Имама Саджада»;
«Имам Реза и заместительство халифа»;
«Культурное нашествие»;
«Хадис-е велаят» (сборник выступлений и посланий его светлости; до сих пор в свет вышло 9 томов) и другие книги и исследовательские работы.
Переводы
«Мир Имама Хусана», автор Рази Але Ясин;
«Будущее в пределах Ислама», автор сейед Котб;
«Мусульмане в освободительном движении Индии», автор Абдольманам Намри Насри;
«Заявление против цивилизации Запада»;