Новый документальный фильм в формате журналистского расследования, вышедший на общественном канале Швеции SVT 12 декабря , представил вниманию зрителей ошеломляющие свидетельства очевидцев, как правящий режим Узбекистана проводит переговоры и получает взятки на миллионы долларов от иностранных инвесторов.
ТВ-программа «TeliaSonera и дочь диктатора» попыталась доказать верность утверждений о возможно заплаченных в качестве взятки 250 миллионах долларов шведской телекоммуникационной компанией TeliaSonera Гульнаре Каримовой, дочери президента Узбекистана Ислама Каримова, в обмен за доступ на узбекский рынок.
Занимающийся расследованиями репортер программы «Uppdrag granskning» Фредрик Лорин рассказал, что в документальном фильме фигурируют два должностных лица TeliaSonera, которые в 2007 году были свидетелями сделки по входу на рынок Узбекистана, заключенной от имени Гульнары Каримовой её давним помощником, имеющим связи на телекоммуникационном рынке.
«Эти должностные лица рассказывают о том, как была заключена тайная сделка между TeliaSonera и Бехзодом Ахмедовым, представителем Гульнары Каримовой, который является бывшим генеральным директором российского оператора связи МТС в Узбекистане, - говорит Лорен. - Он также был подставным лицом Гульнары Каримовой в сделках с другими операторами связи».
Из соображений безопасности оба должностных лица TeliaSonera, показанные в документальном фильме SVT, остаются неназванными, и говорят, повернувшись спиной к камере.
Выдвигаемые ими свидетельства изобличают узбекский режим, который считается одним из самых репрессивных и коррумпированных в мире, в выкручивании рук иностранных инвесторам с тем, чтобы они покупали доступ на узбекский рынок.
Каримова, характеризующая себя как бизнес-леди и поп-певица, служит послом своей страны в офисе ООН в Женеве и имеет состояние, оцениваемое в миллиарды долларов.
Критики прозвали ее «бароном-разбойником», ворующей средства работающих в Узбекистане предприятий, для набивания семейной казны.
Один из давших интервью в шведской программе должностных лиц TeliaSonera описывает видного узбекского предпринимателя Ахмедова как фигуру, выступавшую в качестве «агента» Каримовой. «Он был ее другом, ее связным в мире телекоммуникаций. Он был выбран ею», - говорит один из свидетелей.
Режиссеры документального фильма приписывают Ахмедову, встречи руководителями TeliaSonera в феврале и марте 2007 года, когда компания - шведско-финское предприятие, крупнейшим акционером которого является правительство Швеции - хотело купить лицензию на 3G и частоты.
Один из свидетелей утверждает, что сделки с Каримовой рассматривались как «необходимое условие» для всей сделки.
Он добавляет, что еще более странными переговоры делал тот факт, что Ахмедов действовал от ее имени, даже когда он был главой конкурирующей компании. «Бехзод был противной стороной. Это была совершенно бредовая ситуация. Бехзод был генеральным директором конкурента - МТС. И также представлял TeliaSonera, в офисе конкурентов, ведя переговоры о деньгах для семьи Каримова», - говорит один из свидетелей.
Лорин, работающий совместно с другими шведскими журналистами Свеном Бергманом и Иоахимом Дифвермарком, документально подтвердили в сентябрьской программе «Uppdrag granskning», что TeliaSonera заплатила 250 миллионов долларов в незаконный фонд теневой гибралтарской компании Takilant.
Компания Takilant, которой руководила помощница Каримовой 24-летняя Гаяне Авакян, находится в центре внимания в связи с проходящим сейчас расследованием дела об отмывании денег. Швейцарские прокуроры заморозили более 600 млн. долларов узбекских активов и взяли под следствие четырех узбеков - в том числе Ахмедова и Авакян.
Лорен говорит, что шведская полиция объявила, что в связи с этим делом во взяточничестве подозревается двое высокопоставленных руководителей TeliaSonera. Правительство Швеции и генеральный директор TeliaSonera, Ларс Ньюберг отрицают какую-либо осведомленность касательно нарушений сделки.
Ахмедов приобрел свою известность летом этого года на фоне скандала, в котором узбекское дочернее предприятие МТС Uzdunrobita было насильственно лишено своих активов, а многие сотрудники МТС были заключены в тюрьму за различные злоупотребления.
Ахмедов бежал из Узбекистана в разгар скандала и исчез. Его местонахождение в настоящее время неизвестно, хотя согласно информации новостного сайта Узбекистана «Узметроном» предполагается, что он нашёл убежище в России до того, как его вернут в Узбекистан по распоряжению явно раздосадованной Каримовой.
По мнению швейцарского журналиста, высказанному на SVT, в отношениях Каримовой и ее бывшего приспешника наступил разлад. Его глубокие познания о ее финансовых операциях, возможно, сделали его обузой при нахождении за рубежом.
Финансовый корреспондент швейцарского общественного телеканала RTS Ивес Штайнер говорит, что швейцарские чиновники впервые раскрыли материалы своего расследования относительно отмывания денег Узбекистаном после случая, когда Авакян пришла в банк Lombard Odier в Женеве и попытались получить доступ к большому счету, управляемому на тот момент Ахмедовым.
«Бехзод Ахмедов видимо разозлился на Гульнару Каримову, но пока еще не ясно, каким именно образом, - говорит Стейнер. - В любом случае, люди, близкие к Гульнаре Каримовой прибыли в Женеву и сказали: «Нет, теперь Бехзод Ахмедов более не является обладателем этих денег, а Гаянэ Авакян», - Для банка это было неожиданным».