Карты, понятия, географические концепции – результат определенного понимания, масштаба, видения и точки зрения, а также элементы, определяющие и направляющие взгляды, теории, стратегии, политику. В основе геополитических теорий и концепций также лежат данные элементы.
Наименование «Ближний Восток» и подразумеваемый под этим названием регион – пространство, вокруг которого, по всей видимости, ведется самое большое в истории количество споров и переговоров, происходят наиболее ожесточенные кровопролития, строятся заговоры. У каждого «центра силы» есть характерный для него Ближний Восток. Даже США, представляя собой «центр суперсилы» и до недавнего времени действуя с точки зрения гегемонии, предпринимали попытки создать новый мировой порядок через такие понятия, как Большой Ближний Восток, Расширенный Ближний Восток.
Вопрос, который обсуждается и требует обсуждения сегодня, заключается в том, продолжит ли человек данного региона «надевать одежды», скроенные для него извне, или самостоятельно скроит и пошьет их для себя? Есть ли у него намерение и соответствующий для этого потенциал? На горизонте возникнет «Новый Восток» или Ближний Восток продолжит быть площадью давней геополитической борьбы региональных и глобальных сил?
Да, времена меняются, и прежние диктаторы или стали заключенными, или погибли, и скоро они будут забыты. Не прекращающиеся в арабском мире революции стали причиной «первого отправления» «поезда нормализации» в ситуации, при которой все еще не ясно, куда движется Ближний Восток, и когда он достигнет «пункта назначения».
Сегодня неизвестно, сколько продлится это путешествие и на каких станциях поезд совершит остановку. Однако «волна весны», которая также некоторыми называется «Тунуцами», поскольку началась в Тунисе, и которая стирает с лица Земли каждого, кто попадется на пути, приносит с собой многое, имеющее отношение к истории.
В рамках данного процесса наблюдались такие события, как блокады, сложности, откаты назад, которые иногда продолжают иметь место и сегодня. Эксперты, анализирующие события через призму «прежнего Ближнего Востока», комментируют возникшую ситуацию следующим образом: «Весна стала осенью и даже превратилась в зиму». «Весна» – это динамичный процесс, и невозможны постоянно цветущие сады из роз, временами приходят штормы, дожди, слякоть, иногда могут вернуться условия, похожие на зиму. Но весна уже наступила, и скоро лето.
«Арабская весна» стала важным фактором в происхождении «Нового Востока». «Волна весны», основными средствами мотивации которой являются человеческая честь, процветание и выбор, – это, по сути, огромное движение по нормализации ситуации, и в ее рамках региональные народы заявляют о своих правах.
Рождение «Нового Востока» оказывает воздействие не только на государства, в которых происходят данные революции, но и на страны, имеющие с этими государствами религиозные, исторические и культурные связи, и особенно - общие силы, сопротивляющиеся нормализации, стремящиеся заморозить течение времени. И Восток фактически строится заново.
Процесс нормализации, который стал происходить в Турции после холодной войны, с определенными перерывами протекал до 2002 года. Особенно последние 10 лет в результате мер, нацеленных на то, чтобы рассчитаться с попытками государственного переворота и формированием определенных организаций, а также осуществленных конституционных реформ, этот процесс нормализации стал еще более отражаться на жизни общества. Новая интеграция в систему некоторых групп, которым в течение 10 лет причинялся вред, и достигнутая благодаря ей политическая и экономическая стабильность, дала возможность приобрести ускорение развития, которого долгие годы желали в Турции. В этот период интенсивное взаимодействие с народами, родственными с исторической и культурной точки зрения, привело к совместному, сильному «процессу строительства идентичности».
Люди, переживающие это взаимодействие, испытывая «волнение» и решимость строить новое будущее, стали по-новому осмысливать происходящее. Можно утверждать, что не только Турция, но и каждая страна региона оставляет такое впечатление, когда мы пытаемся понять, к чему они стремятся в последние годы.
Хотя у Турции нет амбиций стать моделью для региона, склонность воспринимать ее в качестве модели в этот период приобрела силу. Несмотря на то, что это обстоятельство вызывает беспокойство у некоторых групп, находящихся под влиянием националистов или других доминирующих в регионе режимов, разумный житель региона со всей естественностью и осознанием исторической глубины процесса, всегда желал ведущей и образцовой роли Турции.
Можно констатировать, что основной причиной, отравляющей «радость от процесса нормализации», стал «курдский вопрос». Не будет ошибкой утверждение о том, что Турция в будущем приобретет особую активность в процессе решения курдского вопроса. Несмотря на благонамеренную и решительную деятельность Турции в отношении курдского населения, проживающего в Иране, Ираке, Сирии и Турции, наличие региональных и глобальных силовых центров, которые строят определенные планы, не является тайной. Поэтому, рождение Нового Востока в значительной степени зависит от цивилизационных усилий, которые предпримет «новая Турция».
Окончание биполярной системы с прекращением холодной войны как выявило слабые места в регионе, так и мобилизовало имеющиеся потенциалы. После обнаружения скрытых статичной структурой проблем и богатых ресурсов процесс изменений набрал силу. Происходящий сегодня бунт такого рода в сущности противостоит продолжающейся десятки лет геополитической и геокультурной изоляции, а также тоталитарным режимам, подготовившим почву, благоприятную для этих процессов. Региональная политика, направленная на обеспечение «безопасности Израиля», и международная невозмутимость по отношению к Палестине, операции в Персидском заливе, нацеленные на получение контроля над энергетическими ресурсами, и оккупация Ирака, а также международное сообщество, игнорирующее события в Сирии, которые уничтожают наиболее чувствительную «ось» региона, – предпосылки того, что регион необратимо начинает движение по новому пути. В этих процессах глобальные и региональные факторы изменили свои позиции.
Как были свергнуты Бен Али, Каддафи, Мубарак, так и в общественном сознании постепенно исчез прежний Ближний Восток, и только в Сирии все еще продолжается революция сознания, в результате которой будет продолжено строительство Нового Востока.
В силу последних событий в регионе, являющемся колыбелью многих взаимосвязанных проблем и ставшем сценой наиболее кровопролитного сведения счетов из-за природных и культурных богатств, наряду с прежними границами изменения претерпевают и прежние оси. Сегодня региональные государства вместе с глобальными силами и международными организациями, переживают глубокую боль в силу неспособности идти в ногу с этим курсом изменений. Регион, скрывающий в своем составе многие болевые точки мира, устал быть «Центром Востока», поэтому сегодня здесь идет волнующая борьба за рождение Нового Востока.