29 декабря 2012 года президент США Барак Обама утвердил выделение из государственного бюджета одного миллиона долларов на так называемое противодействие влиянию Ирана в Латинской Америке.
Согласно принятому распоряжению, Госдепартамент страны обязан исполнить его в течение 180 дней, а также определить, какие именно меры предпринимает Иран в этом регионе. Незадолго до этого Хилари Клинтон, будучи еще госсекретарем США, заявила, что в период президентства Дж. Буша-младшего Ирану, равно как и Китаю, удалось добиться ряда преимуществ в странах Латинской Америки. Данная реакция американских властей вызвана тем, что за период с 2005 по 2012 годов Исламская республика Иран увеличила число своих посольств в латиноамериканских странах с пяти до одиннадцати.
Многие специалисты убеждены, что возросшая популярность Ирана в Латинской Америке вызывает серьезную озабоченность Вашингтона, поскольку этот регион традиционно считается сферой влияния и стратегических интересов Соединенных Штатов. Подпись Барака Обамы на соответствующем решении Конгесса положила начало реализации политической и дипломатической стратегии США по «противодействию влиянию Ирана в Канаде, Латинской и Центральной Америке». Данный закон также обязывает Госдепартамент усилить свой контроль в приграничных районах Канады и Мексики.
По сообщению французского агентства новостей, в целях борьбы с терроризмом и фундаментализмом в Латинской Америке разветвленной системе служб безопасности Соединенных штатов поручается всяческим образом блокировать деятельность иранских организаций. Миллион долларов выделяется на то, чтобы обеспечить безопасность энергопоставок в США и другие страны мира и положить конец содействию помощи Ирану со стороны некоторых латиноамериканских стран обходить наложенные на него санкции. Как утверждает то же агентство, Вашингтон уже многократно заявлял, что благодаря Госдепартаменту и службам безопасности он прекрасно осведомлен о деятельности Тегерана в Латинской Америке. Государствам этого региона также было заявлено, что Белый дом крайне озабочен «увеличением влияния Ирана в Западном полушарии».
Впервые отношения Ирана со странами Латинской Америки были установлены 105 лет назад. В течение 1902-1903 годов посол Ирана в США совершил поездку в Южную Америку и подписал договоры о дружбе и торговле с Мексикой, Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Чили. Однако дипломатические отношения с названными странами были установлены только спустя 30 лет. В период холодной войны, правда, существовал ряд ограничений, наложенных западным и восточным блоками. Однако с годами они исчезли, и члены мирового сообщества смогли установить новые двусторонние и многосторонние отношения, сохранив при этом свою независимость и государственный суверенитет. Таким образом, страны Латинской Америки получили возможность наладить партнерские отношения за пределами своего региона, что, в свою очередь, содействовало расширению их отношений Ираном.
Латинская Америка является одним из тех регионов, который благодаря своему высокому экономическому и политическому потенциалу постоянно находится под пристальным вниманием многих стран мира. Хотя много десятилетий этот регион ввиду своего географического соседства с США считался сферой политических интересов этого государства, в настоящее время, учитывая процессы глобализации и региональной интеграции, подобная риторика вряд ли уместна. Объясняется это тем, что международные отношения в нынешних условиях развиваются при опоре на дипломатию. Поэтому Исламская республика, осознавая потребности интеграции и актуальность межрегиональных отношений, стремится развивать свои отношения со странами Латинской Америки. С другой стороны, укреплению таких отношений содействуют антиамериканские убеждения лидеров некоторых их этих стран. Развитие этих отношений также обусловлено окончанием второй войны в Персидском заливе, установлением относительной стабильности в регионе, взвешенной политикой Ирана, а также некоторыми переменами в самих латиноамериканских странах.
Однако переломным моментом в отношениях Ирана со странами этого региона следует считать приход к власти Уго Чавеса в Венесуэле в 1998 году. В действительности, укрепление отношений наиболее заметно произошло в последние шесть лет, когда между Ираном и разными странами Латинской Америки было заключено 250 торговых договоров. Установив за последние годы политические и экономические отношения с Кубой, Боливией, Венесуэлой и Никарагуа, Исламская республика Ирана значительно усилила свое влияние в регионе. В течение нескольких лет торговый оборот Ирана с латиноамериканскими странами увеличился в три раза и только в 2010 году составил 3,5 миллиарда долларов.