Ситуация вокруг Сирии, по мнению многих, приближается к кульминационной точке. На Западе и в Израиле откровенно заговорили о скором «конце игры». Любые мирные инициативы Башара Асада, подобные выдвинутой им в начале 2013 года, никто даже не рассматривает, отвергая с порога. От него требуются только отставка и передача власти поддерживаемой Западом части оппозиции.
Признаки скорого иностранного военного вмешательства в сирийский конфликт становятся всё более зримыми.
По сообщениям израильских СМИ, в Израиле проходят крупные учения ВВС разных государств мира. В них участвуют свыше 100 боевых самолетов. Отрабатываются бомбометание и приемы воздушного боя. Летчики и их машины прибыли в Израиль несколько дней назад. Они изучат все возможные сценарии развития событий в Сирии, в том числе действия против сирийского химического арсенала. На границу с Иорданией выводятся силы быстрого развертывания, сообщает Армейское Радио Израиля. «Причиной является гражданская война в Сирии и ее возможный выплеск на соседнюю Иорданию». До этого премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху и король Иордании Абдалла II провели тайную встречу, пишет газета "Хаарец", на которой обсудили возможные совместные меры в отношении Сирии.
Со ссылкой на западные разведывательные источники израильский аналитический центр DEBKA сообщил, что «в преддверии совместной американо-израильской операции в Сирии по защите (?) Голанских высот» представители ЦАХАЛа (армия Израиля) и «сирийские повстанческие командиры» провели тайные переговоры в Иордании. Фактически, как сообщает этот близкий к израильским военным кругам сайт, на территории Сирии уже разворачиваются «ночные сражения» между ее войсками, с одной стороны, и оппозиционными силами, а также спецназами США, Израиля и Иордании – с другой, за ключевые «наблюдательные посты» в пограничных секторах. С этих точек осуществляется маркирование всех значимых военных и гражданских объектов для возможного будущего ведения крупномасштабных боевых действий.
По утверждению Пентагона, в этом регионе и прежде были необходимые ресурсы для возможной атаки, включая базы НАТО в Турции и другие силы. Теперь подтянуто подкрепление: к берегам Сирии подошел авианосец Eisenhower, в зоне повышенного внимания курсируют до 20 военных кораблей, на борту которых находятся самолеты, вертолеты и около 10 тыс. военнослужащих. Ко всему прочему в Турцию продолжают прибывать батареи Patriot НАТО. В Кувейте, Катаре, Бахрейне, Арабских Эмиратах также находятся силы, которые в любой момент могут быть подключены к военной операции. Еще недавно американские военные прикидывали, что для «взятия под контроль сирийского химического оружия» (читай: свержения Б. Асада) потребуется по меньшей мере 75 тыс. человек. Сейчас речь уже идет о возможности более продолжительной наземной операции, целью которой станет «обеспечение мира после падения режима» (читай: создания лояльной Вашингтону администрации).
К возможным поводам для интервенции, помимо уже разыгрываемого несколько месяцев сценария необходимости предотвращения использования сирийскими властями химического и бактериологического оружия или попадания его в руки экстремистов, в последнее время добавились и знакомые по Ираку рассуждения об опасности распространения ядерных технологий и укоренения в Сирии «Аль–Каиды».
Так, американские эксперты выразили вдруг озабоченность по поводу безопасности 50 тонн необогащенного урана, якобы находящегося в Сирии. Дэвид Олбрайт, эксперт США в области международной безопасности и ядерного вооружения, заявил: "Есть опасения относительно судьбы конкретного урана, который Сирия планировала использовать для реактора в Аль-Кибар. И чем дольше идет гражданская война, тем больше опасений эта проблема вызывает у руководителей государств». Никаких особых доказательств в пользу наличия этого урана, к тому же необогащенного, не приводится. Реактор этот если и строился, то из-за бомбардировки Израилем в 2007 году так никогда и не был достроен. Между тем Дэвид Олбрайт сослался на то, что, судя по фотографиям, сирийцы выстроили вокруг секретного объекта в Мардж-Султан близ Дамаска мощные укрепления, из чего "можно сделать вывод, что там может быть «что-то», что они полны решимости скрыть от повстанцев". Подобные «аргументы» неодолимо напоминают известную, так никогда и не подтвержденную, но приводившуюся в качестве «убийственного» довода в пользу агрессии в Ираке высшим руководством США фальшивку о закупке Саддамом Хусейном примерно такого же количества урана в Нигере. Ведь вот даже и не напрягаются, хотя сами критиковали Буша за «упрощенчество».
В отношении присутствия «Аль-Каиды» в Сирии свидетельские полномочия предоставлены премьер-министру Израиля Б. Нетаньяху, заявившему на заседании израильского правительства 6 января: «Мы знаем, что на другой стороне границы в Сирии сегодня сирийская армия ушла, и вместо нее к границе выдвинулись силы глобального джихада. Мы координируем наши действия и делимся разведывательной информацией с американцами. На этом участке мы должны быть готовы к любому сценарию". Одним из опорных пунктов «Аль-Каиды», по израильским данным, стали, в частности, развалины находящегося между оккупированными Голанскими высотами и Дамаском города Эль-Кунейтра (разрушен в ходе войны 1967 г. и оставлен в таком виде как памятник).
Хотя американцы и их союзники, с одной стороны, по инерции воспроизводят подходы, примененные ещё в Ираке, с другой - они все же пытаются извлечь уроки из полученного там негативного опыта и внести тактическое разнообразие в свои действия. При этом в данный момент они ставят перед собой двоякую задачу – не только добиться скорейшего устранения Б. Асада от власти, но и не допустить прихода на его место не устраивающих их сил из числа жёстких националистов и исламских радикалов. Понимая, что время работает не на них, потому что на поле боя основную активность по обыкновению проявляют именно крайние элементы, а не либеральная интеллигенция, сочувствующая Западу, затягивать дальше с операцией они не будут.
Кроме того, судя по всему, на исходе прошедшего – в начале наступившего года наметился определенный консенсус Запада и враждебно настроенных к Ирану суннитских режимов типа Саудовской Аравии и Катара по поводу того, что «проблему Тегерана» следует решать поэтапно. Согласно этому плану, главной задачей первого этапа должно было бы стать лишение Ирана союзников в лице Сирии и Хизбаллы в Ливане. По замыслам в этом случае возможности Тегерана влиять на ближневосточную ситуацию были бы значительно ослаблены. А дальше иранцев следовало бы истощать санкциями, что позволило бы избежать по-настоящему большой, с серьезными общемировыми осложнениями войны, которая неизбежна в случае прямого удара по Ирану. Всё это позволило бы также серьезно ослабить позиции действующего иранского президента Ахмадинежада накануне намеченных в ИРИ выборов на этот пост в середине июня 2013 г. Предполагается, что адресованные Ахмадинежаду упреки во внешнеполитических провалах вкупе с эффектом от санкций в состоянии создать благоприятные условия для проецирования накопленного опыта «арабской весны» на иранскую почву. С учетом того, что до этого потребуется обеспечить консолидацию власти в Сирии в «нужных руках», есть все основания предположить, что крупномасштабная операция против неё начнется не позднее марта.
В пользу этого срока говорит и то, что примерно на середину марта с осени прошлого года перенесены крупнейшие, как планировалось, за всю историю на территории Израиля совместные американо-израильские военные учения (со стороны США в них должно было бы принять участие до 20 тыс. войск). Примерная картина будущих операций представляется экспертам следующим образом. 20-тысячная американская группировка под предлогом контроля над химическим и биологическим оружием, а также необходимости покончить с «Аль-Каидой» может продвигаться в направлении Дамаска. Прорыв напрямую с Голанских высот в Сирию вряд ли возможен, поскольку там находятся обширные минные поля. Поэтому, скорее всего, американцы из Израиля будут вторгаться в Сирию через территорию Иордании.
Основным израильским силам, которые по политическим соображениям едва ли вступят открыто в Сирию, видимо, будет поставлена задача по нейтрализации союзника Дамаска – Хизбаллы в Ливане. При этом движимый духом реванша за неудачи 2006 года ЦАХАЛ может попытаться полностью уничтожить боевой потенциал Хизбаллы, что неминуемо приведет к значительным разрушениям и потерям среди гражданского населения.
Опыт Ливии, а теперь уже и Сирии говорит о том, что будут активно использоваться два компонента: воздушно-ракетный и спецназ. При этом последний, видимо, будет задействован в значительно больших масштабах, чем в Ливии, где в основном солировал британский САС. Сейчас же, помимо него, как сообщает DEBKA, в зоне конфликта находятся и американские «морские котики», и элитные «псевдоарабы» («мистааравим» - лучшие из израильских специальных сил), и бравые хлопцы из Польши и Чехии (этих-то зачем туда несёт?). Задача указанных подразделений – под предлогом защиты мест складирования химического и бактериологического оружия от попадания в руки террористов или использования их сирийскими властями против «населения» обеспечивать коридоры для прохода сил дружественной оппозиции. При этом отряды исламистов будут отсекаться и уничтожаться, чтобы не повторился ливийский вариант.
Так примерно выглядит план действий «антиасадовской коалиции», если суммировать уже имеющиеся многочисленные планы и заявления. Не хватает только одного – оценки последствий готовящейся авантюры для гражданского населения Сирии и региональной стабильности. Между тем есть все основания предположить, что в результате хаос в регионе станет еще обширнее, а бедствия людей страшнее, возникнет новый долгосрочный очаг этно-конфессиональной напряженности. И он вряд ли ограничится границами одной Сирии.
Поэтому вполне уместно и отрезвляюще выглядит присутствие в регионе флотилии российских военных кораблей, на борту которых находятся в том числе морские пехотинцы… Пишущая об этом газета «Санди таймс» цитирует российский дипломатический источник: «Россия должна быть готова к любому варианту развития событий». Ливанская просирийская газета "Ад-Дияр", по-видимому, даже впав в преувеличение, поспешила сообщить, что к берегам Сирии идет армада из 71 российского военного корабля, на борту которых находится 62 тысячи военнослужащих.
Информационные агентства, цитируя неназванные источники в российском ВМФ, отмечают, что руководство флотом хочет, чтобы корабли находились на близком расстоянии от побережья Сирии на тот случай, если это всё же понадобится. Сообщается, что время их пребывания в Сирии будет зависеть от ситуации.