Громкое преступление, совершенное в городе Ош ещё раз доказывает факт, что какие-то силы явно заинтересованы в дестабилизации ситуации в Средней Азии.
Новый год в Кыргызстане начался с тревожных событий на юге. Сначала приграничный конфликт в Сохе, затем локальный, но тоже с межнациональным напряжением - в Куршабе, теперь убийство полковника милиции...
Версия одна: заказ
Пятница, 11 января, стала черной для коллег и семьи Толкунбека Шоноева. Он был застрелен практически в упор в городе Оше. Начальник отдела по борьбе с бандитизмом, заказными убийствами и вымогательством регионального управления по борьбе с оргпреступностью получил очередное звание в канун Нового года - 31 декабря. Всем очевидно: это явно не бытовое преступление. Милиционера убили возле дома, когда он, пытаясь припарковаться, разворачивался на служебном автомобиле. Очевидно, убийцы (или убийца - число стрелявших устанавливается) поджидали его, зная примерное время его возвращения домой.
Уже известно, что полковника убили из пистолета Макарова. По всей вероятности, киллер не был профессионалом, иначе не стал бы, как утверждают в МВД, палить без разбору: из 9 выпущенных пуль лишь 5 попали в полковника. Он скончался на месте.
Знавшие Шоноева лично характеризуют его как «принципиального оперативника» и «настоящего мента». Ему было всего 35 лет, но он уже показал себя настоящим борцом с преступностью, начав с должности простого опера в Алайском РОВД и дослужившись до начальника отдела в региональном управлении ГУБОПиК. Он имеет множество наград, в том числе медаль «Эрдик», врученную ему президентом страны с формулировкой «За самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью».
Совпадение или...?
В обществе уже связывают это заказное убийство с недавним возвращением на родину так называемого вора в законе Камчи Кольбаева. Он, напомним, содержится в СИЗО ГКНБ. Криминальный авторитет вернулся в Кыргызстан из Дубай (ОАЭ) в конце прошлого года. И эксперты сразу стали прогнозировать: мол, по весне будем трупы считать. «Не исключено, что с возвращением Камчи Кольбаева в КР вернутся и заказные убийства», - предупреждали они.
А если учитывать, что Шоноев как раз и боролся с бандитизмом, заказными убийствами и вымогательством, похоже, что эксперты были правы.
Другими предпосылками этого убийства аналитики называют кадровые перестановки в МВД и способствовавшие тому передряги. Криминальный мир чутко реагирует на бардак в ведомстве. А скандалов в центральном аппарате хватает. Сначала «громко» сажали начальника ГУУР Тилека Алибаева, обвинив его чуть ли не в наркоторговле. Потом уволили и самого главного милиционера - Зарылбека Рысалиева. Следом за ним понизили и его зама Мелиса Турганбаева, отправив в ГУВД Бишкека из центрального аппарата. Он, кстати, и курировал уголовный розыск и борьбу с оргпреступностью. Позже отстранили от занимаемой должности и начальника службы внутренней безопасности Айтмамата Рахманова. А совсем недавно «отчитали» начальника ГУБОПиК Калыбека Сатыбалдиева, которого, скорее всего, тоже лишат должности, когда он вернется из больничного отпуска.
Явное внутриведомственное противостояние не могло быть незамеченным не только широкой общественностью, но и самим криминалом. Именно на фоне «ментовских войн» стала появляться информация о том, что не исключена новая волна активизации преступных группировок.
Как убирали полковников
Криминал, вроде как затаившийся после апрельских событий 2010 года, конечно, и не думал начинать новую, законопослушную жизнь. Он просто взял тайм-аут. Прежние милицейские чиновники поторопились отрапортовать, что с ОПГ покончено почти навсегда, выдавая желаемое за действительное.
Хроника последних лет. После 2008 года в стране не было зарегистрировано «заказов» на милиционеров. Последним громким убийством стало устранение начальника отдела по борьбе с наркобизнесом УВД Ошской области Анвара Алиева.
39-летнего полковника милиции застрелили в Бишкеке - тоже на подходе к дому и тоже из пистолета Макарова. Припарковав машину на стоянке, он уже подходил к своему дому на проспекте Чуй, когда неизвестный выстрелил несколько раз. Позже из трупа извлекут 6 пуль.
Преступление вскоре раскрыли, приговорив к «вышке» коллег Алиева - трех майоров милиции. По версии следствия, они устранили вышестоящего начальника из-за профессиональной деятельности последнего - якобы хотели воспрепятствовать раскрытию некоторых преступлений.
Дело прошло все три судебные инстанции, и Верховный суд оставил приговор в силе. Однако после апрельской революции осужденные милиционеры реабилитировались и вышли на свободу. И сегодня один из них даже расследует это самое уголовное дело, ведь убийство все еще числится нераскрытым.
Еще один тоже до недавнего времени «глухарь» раскрыли в прошлом году сотрудники южного управления ГУБОПиК. Уран Алиев возглавлял межрегиональное управление по борьбе с должностными преступлениями и организованной преступностью. Его убили в апреле 2005 года. Преступление долго не могли раскрыть, а убитого называли первой жертвой «кровавого режима Бакиевых». Убирали милиционера так же, как и коллег, возле подъезда дома на улице Советской в Оше, выстрелами из пистолета Макарова. Он получил четыре пули в голову. Скончался на месте.
Сегодня по этому уголовному делу проходят 6 обвиняемых, но судят только двоих - Азиза Качыбекова (по версии следствия, заказчик убийства) и Бакыта Сыдыкова (исполнитель преступления). Остальные либо в бегах, либо уже отбывают наказание в тюрьмах в России, потому ставить точку в этом резонансном заказном убийстве пока рано.
Как, впрочем, и в деле еще одного милиционера Алиева - Чыныбека. Он расстрелян в мае 2004 года. И по обвинению в убийстве полковника даже был приговорен к высшей мере наказания один из приближенных покойного главаря ОПГ Рыспека Акматбаева - Эркин Мамбеталиев. Его признали виновным все три инстанции суда, в том числе Верховный. Но после апрельских событий дело пересмотрели, и виновный в жестокой расправе над Чыныбеком Алиевым и депутатом Жогорку Кенеша Жыргалбеком Сурабалдиевым, а также в соучастии в убийстве Таалайбека Абазова, бывшего члена банды Рыспека Акматбаева, оказался полностью реабилитированным. Кстати, Эркин Мамбеталиев обвинялся в ранении гражданина Савельева (получившего пулю в руку в момент убийства Чыныбека Алиева) и водителя Айтматова (во время покушения на депутата Сурабалдиева).
Бывший спецназовец и акматбаевский киллер сегодня живет прекрасно и как никто другой знает, что законы, приговоры и Уголовный кодекс - для дураков...
По горячим следам
Заказные убийства милиционеров оставляют массу вопросов. И самый главный: кто и за что их уничтожает? Пока ни по одному из перечисленных уголовных дел ответ на него не найден.
В УВД Оша обещают, что убийство Толкунбека Шоноева уже на днях будет раскрыто. Мол, есть и зацепка, и круг подозреваемых очерчен.
Как сообщили нам собственные источники в правоохранительных органах, в последнее время полковник активно занимался раскруткой дел, где фигурирует фамилия приближенного Камчи Кольбаева, его так называемой правой руки - Алмамбета Анапияева.
Известно и то, что Толкунбек Шоноев принимал самое активное участие в раскрытии убийства экс-руководителя администрации президента Медета Садыркулова, где, напомним, также фигурировала фамилия Анапияева. Это члены его ОПГ, по версии следствия, помогали бывшим высокопоставленным чиновникам и родне Курманбека Бакиева убрать Медета Садыркулова. Толкунбек Шоноев, кстати, участвовал и в раскрытии убийства своего бывшего шефа и наставника Урана Алиева.
Милиция уже рапортует, что вышла на след убийцы Шоноева. Мол, есть свидетель, и по его показаниям уже составлен фоторобот, который распространен в СМИ. Стоит ли говорить, что под описание, данное в фотороботе, подпадает почти каждый второй гражданин с азиатской внешностью.
Понятно, что под пристальным вниманием общественности правоохранители стараются не ударить в грязь лицом и раскрыть преступление как можно скорее. Это и дело милицейской чести. Но сможет ли следствие докопаться до истины? Выяснить реальные мотивы вызывающе наглого преступления? Учитывая опыт прошлых лет, ответ отрицательный. Ведь мало задержать и наказать исполнителей, куда важнее знать, кто заказчик...
Или в этот раз все будет иначе?