Убийство трех активисток «Рабочей партии Курдистана» (РПК) в Париже бросает тень на турецко-французские отношения, в развитии которых на определенном этапе стала наблюдаться тенденция к улучшению.
По сути, нет прямой связи данного инцидента с двусторонними отношениями стран. Как только французская полиция приступила к выполнению обязательных действий по расследованию происшествия, между турецкими и французскими службами безопасности и дипломатами было обеспечено необходимое сотрудничество.
Однако некоторые заявления, сделанные президентом Франции Франсуа Олландом и вслед за ним премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, создали определенные дипломатические шероховатости в отношениях Анкары и Парижа.
В ответ на слова Олланда о том, что он знает одну из убитых в Париже активисток «Рабочей партии Курдистана» и что он встречался с ней, Эрдоган отреагировал достаточно резко. Он потребовал, чтобы лидер Франции «незамедлительно объяснил французскому, турецкому и мировому общественному мнению, зачем он встречался с представителями РПК»…
До настоящего времени Елисейский дворец так и не сделал какого-либо заявления. Французская пресса, сосредоточенная на военном вмешательстве Франции в Мали, больше не интересуется этим инцидентом.
Важно, когда и с какой целью были осуществлены контакты Олланда с представителями РПК. Согласно одному французскому источнику, встречи, о которых идет речь, состоялись не в президентский срок Олланда, а раньше, когда он возглавлял оппозиционную власти «Социалистическую партию». Следовательно, данные контакты не стоит расценивать как осуществленные от имени государства…
В целом известно, что некоторые партии и организации во Франции с незапамятных времен находятся в контакте с курдскими активистами в Париже. Также известно, что часть французских политиков и интеллигенции проявляет пристальный интерес к курдскому вопросу и воспринимает его исключительно как вопрос демократии и прав человека. Аналогичная ситуация наблюдается во многих других странах Европы.
Однако упускаются из виду измерения вопроса, связанные с террором. Не принимается во внимание то обстоятельство, что Турция не перестает расплачиваться и страдать от последствий курдского вопроса. Признание ЕС РПК в качестве террористической организации в результате на практике представляет собой лицемерную позицию.
Резкие высказывания в отношении Олланда со стороны Эрдогана отразили гнев и разочарование, испытываемые в Турции вследствие данной манеры поведения Франции (и других европейских стран)…
Убийство представительниц РПК в Париже и возникшая в связи с этим атмосфера - злополучное событие с точки зрения развития турецко-французских отношений.
С приходом Олланда на место Саркози каждая из двух сторон начала прилагать усилия для того, чтобы двусторонние отношения вновь встали на рельсы. Когда предпринимались первые стабилизационные шаги, сообщалось, что в скором времени Олланд посетит с официальным визитом Турцию. Отмечалось, что Франция шаг за шагом будет устранять препятствия, ранее возведенные в рамках переговорного процесса Турция - ЕС.
Останутся ли все эти меры в силе, пока неизвестно. На сегодняшний момент календарь двусторонних отношений продолжает функционировать. Например, министр внешней торговли Франции сегодня прибывает в Турцию.
Позволить убийству в Париже воспрепятствовать данному процессу - значит принести турецко-французское сближение в жертву террористическим актам. Напротив, данный инцидент должен стать возможностью лучшего взаимопонимания и сотрудничества между двумя странами.
Вчера на своем выступлении премьер-министр Турции Реджеп Таййип Эрдоган подверг резкой критике президента Франции Франсуа Олланда, который после убийства террористок заявил, что с одной из убитых он регулярно встретился и поддерживал контакты. Эрдоган призвал Олланда немедленно дать объяснение, почему и с какой целью он встретился с террористкой, которая разыскивается в Турции за совершение террористических актов.