Украинские евреи бьют тревогу: в политике страны появились признаки антисемитизма. В открытом обращении президента Украинского еврейского комитета Александра Фельдмана, адресованном лидерам еврейских общин России, в качестве точки отсчета фигурирует прохождение в Верховную раду депутатов от партии "Свобода".
По заявлению Александра Фельдмана, с первых же дней работы парламента нового созыва несколько депутатов "Свободы" синхронно в своей публичной риторике начали употреблять слово "жид". От одного из депутатов-радикалов оскорбительный эпитет "жидовка" получила даже американская актриса украинского происхождения Мила Кунис.
Министерство юстиции Украины, написал Фельдман, поспешило с официальными разъяснениями насчет употребления слова "жид", но их суть почему-то свелась к тезису, что действующее украинское законодательство не содержит соответствующих запретов. Эта точка зрения сразу же получила расхожие толкования в духе "если не запрещено, то можно". Лыко в строку добавила и инициатива еще одного депутата, выступившего с идеей внесения графы "национальность" в украинские паспорта. Это, по мнению лидера Украинского еврейского комитета, может показаться безобидным, но в сформировавшемся контексте выглядит весьма тревожно, как минимум, для представителей еврейской общины.
Адекватная реакция на все эти антисемитские проявления последовала со всех возможных сторон, кроме как из России, резюмировал Александр Фельдман. С осуждением в адрес ВО "Свобода" выступили американцы, европейцы, естественно, израильтяне, а также ряд политиков и общественных деятелей, не имеющих непосредственного отношения к еврейству, в то время как россияне пока хранят молчание. "Неужели вы считаете употребление слова "жид" в публичной политической риторике вполне допустимым? Неужели вам кажется, что в России нет политиков и радикальных организаций, готовых перенять сомнительный опыт украинских антисемитов?" - воззвал к россиянам Фельдман.
"Единственное, чего мы хотим, - хотя бы минимального внимания к существующим тревожным тенденциям; хотя бы некоторого участия в тех вопросах, которые требуют демонстрации авторитетного общественного мнения; и хотя бы со стороны тех, кто как никто другой разделяет нашу тревогу", - заключил лидер Украинского еврейского комитета.
Справка: В еврейском народном сознании события «хмельничины» (первый в истории холокост), в частности, 1648 г., когда потери евреев были особо велики и неожиданны, запечатлелись как «гзерот тах» (Господни кары 5408 /1648/) — эпоха зверской жестокости и бед. Еврейские историки 19 в. (а вслед за ними и другие) буквально приняли утверждение о количестве уничтоженных евреев, зафиксированное свидетелем восстания Н. Ханновером; по его данным, речь шла о сотнях тысяч убитых. В 20 в. начались уточнения, связанные с демографическими оценками. Историки Ш. Эттингер и Б. Вейнриб (1900–82), ознакомившись с широким корпусом доступных источников, определили более точно количество еврейских жертв хмельничины. Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой (Польша), охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода сорок–пятьдесят тысяч евреев, что составляло 20–25% всего еврейского населения Украины по максимальным оценкам.
Справка: В годы правления Богдана Хмельницкого были зарезаны около 500 тыс. евреев в различных городах Украины. Особой жестокостью отличались запорожцы. В окрестностях этого города были убиты тысячи евреев. Эти годы в еврейской истории остались как годами «хмельничины». В еврейском народном сознании события «хмельничины» (первый в истории холокост), в частности, 1648 г., когда потери евреев были особо велики и неожиданны, запечатлелись как «гзерот тах» (Господни кары 5408 /1648/) — эпоха зверской жестокости и бед. Еврейские историки 19 в. (а вслед за ними и другие) буквально приняли утверждение о количестве уничтоженных евреев, зафиксированное свидетелем восстания Н. Ханновером; по его данным, речь шла о сотнях тысяч убитых. В 20 в. начались уточнения, связанные с демографическими оценками. Историки Ш. Эттингер и Б. Вейнриб (1900–82), ознакомившись с широким корпусом доступных источников, определили более точно количество еврейских жертв хмельничины. Так, по оценке Б. Вейнриба, на всей территории Речи Посполитой (Польша), охваченной восстаниями и войнами, в 1648–67 гг. погибло, а также умерло от эпидемий и голода сорок–пятьдесят тысяч евреев, что составляло 20–25% всего еврейского населения Украины по максимальным оценкам.