Президент Узбекистана Ислам Каримов выступил с ежегодным поздравлением по случаю празднования Дня защитников Родины, в котором наряду с ожидаемым панегириком вооруженным силам республики сделал ряд любопытных заявлений, свидетельствующих о его видении геополитического курса Узбекистана.
В своем выступлении Каримов уже привычно отметил, что вывод войск Запада из Афганистана представляет собой угрозу для Узбекистана:
«В складывающихся непростых условиях особую озабоченность международного сообщества вызывают опасность распространения ядерных технологий и оружия массового поражения, растущее противостояние, политический и религиозный радикализм и экстремизм, продолжающиеся конфликты в непосредственной близости от наших границ, в первую очередь, возрастающая напряженность в связи с предстоящим выводом войск АЙСЭФ из Афганистана до и после 2014 года».
Но вот ведь какое интересное за этим следует дополнение:
«Серьезно усугубляет ситуацию обостряющееся соперничество внешних сил в регионе. Серьезные вызовы и угрозы возникают в связи с активизацией бандформирований и диверсионно-террористических групп в приграничной зоне, усугублением социально-экономических проблем, политических и межнациональных противоречий, способных привести к дестабилизации военно-политической ситуации».
Неясно, что глава узбекского государства подразумевает под «соперничеством внешних сил». Мне лично представляется, что это имеет отношение к планам России предоставить значительный пакет военной помощи Кыргызстану и несколько более скромный Таджикистану в целях противодействия якобы имеющемуся, по ее мнению, американскому влиянию в Узбекистане.
Каримов выступает за нейтралитет…
«Узбекистан четко заявил о своем дистанцировании от различных военно-политических блоков и альянсов, о твердой позиции по защите своего суверенитета и территориальной целостности, об отказе от размещения на своей территории иностранных военных баз и проведении независимой, последовательной и активной внешней политики».
…одновременно делая упор на важности укрепления вооруженных сил при помощи «зарубежных стран-партнеров»:
«В центре внимания должны оставаться задачи по дальнейшему переоснащению Вооруженных Сил современными видами вооружения и техники. В этой сфере необходимо существенно улучшить и расширить масштабы международного военно-технического сотрудничества с зарубежными странами-партнерами».
Узбекистан получает военную помощь не только от США, но и от Китая, но остается неясным, насколько действенно эти партнерства способствовали совершенствованию и укреплению обороноспособности вооруженных сил Узбекистана.
В целом, похоже, Каримов пытается ходить по краю между сохранением нейтралитета (чего, похоже, он действительно хочет) и партнерством со странами, отличными от России (которые, в его представлении, являются необходимым злом, если он хочет противостоять российскому давлению). Будет интересно понаблюдать, как у него это получится.