Пограничная конфронтация между Узбекистаном и Кыргызстаном создает дополнительные трудности для граждан обеих стран, проживающих в удаленных селах вдоль неделимитированного участка общей границы, и, как минимум в одном случае, дефицит продовольствия.
Власти в столице Узбекистана Ташкенте публично практически никак не комментируют создавшуюся ситуацию. Правда, по словам источников в Узбекистане, это молчание не следует путать с пассивностью. Другие обозреватели добавляют, что ряд высокопоставленных представителей силовых структур целенаправленно подталкивают к вооруженным действиям, страстно желая получить возможность взять реванш за имевшее место, по их мнению, преследование кыргызами этнических узбеков в Оше во время июньских событий 2010 года.
Пограничное противостояние в разношерстной по национальному составу Ферганской долине началось 5 января, когда сотни жителей Соха – принадлежащей Узбекистану густонаселенной долины, на территории которой проживают преимущественно этнические таджики и которая полностью окружена территорией Баткенской области Кыргызстана – напали на кыргызских пограничников, устанавливавших столбы ЛЭП на спорной территории. На следующий день жители Соха устроили набег на одно из кыргызских сел, где сожгли автомобили, причинили другие разрушения, а несколько десятков людей взяли в заложники.
Заложники вскоре были освобождены. Но с 7 января жители кыргызских сел перекрывают основную дорогу, связывающую эксклав Сох с территорией собственно Узбекистана. По-видимому, в отместку за это, Узбекистан закрыл свою границу с Кыргызстаном и приостановил отправку железнодорожных грузов. Как сообщили 23 января СМИ, у 300 семей одного крошечного кыргызского анклава, окруженного Андижанской областью Узбекистана, заканчивается продовольствие. Кроме того, руководство Узбекистана пригрозило прекратить подачу газа в южные районы Кыргызстана.
Кыргызские села, находящиеся на территории собственно Кыргызстана, но зависящие от автомобильных путей сообщения, пролегающих через Сох, также оказались отрезанными от мира и начинают испытывать дефицит товаров первой необходимости.
Как сообщили 23 января местные СМИ, кыргызские власти заявили, что пропустят конвои Узбекистана с гуманитарным грузом. Однако по состоянию на вторую половину дня жители кыргызских сел продолжали блокировать дорогу, отметил депутат одного из сельских советов Бакыт Муратов. «Я не видел ни одного узбекского транспортного средства, прошедшего по дороге с 7 января. Дорога по-прежнему блокируется нашими людьми», – поведал он EurasiaNet.org.
21 января один из представителей мэрии Соха твердо заявил, что никакого дефицита с продовольствием не наблюдается, но обсуждать сложившуюся ситуацию отказался.
Ферганская долина представляет собой шахматную доску, состоящую из анклавов, эксклавов и неделимированных участков границы, ведущих свое существование еще с советских времен, когда все три республики – Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан – входили в состав СССР. С момента обретения независимости в 1991 году три этих государства никак не могут утрясти вопрос о границах, особенно в таких густонаселенных районах, каким является Сох. Последний виток напряженности связан с ростом численности населения и нищеты в Ферганской долине: в условиях ограниченности орошаемых земель и воды среди жителей нарастает соперничество за эти дефицитные природные ресурсы.
В процессе всего противостояния остается загадкой, как Узбекистан, располагающий гораздо более многочисленными вооруженными силами, чем Кыргызстан, может отреагировать на потенциальное усугубление ситуации для узбекских граждан в анклаве Сох. Хотя обе стороны обязались вести переговоры, пока особого прогресса в деле пограничного урегулирования не наблюдается. Кыргызские должностные лица посетовали на этой неделе, что их обращения пока остаются без ответа.
Узбекистан заплатил 56 тысяч долларов в качестве компенсации за ущерб, нанесенный имуществу кыргызов. Однако, по сообщению газеты «Вечерний Бишкек» от 19 января, один из местных посредников поведал, что кыргызские сельчане не желают снимать свою блокаду с Соха. Помимо материальной компенсации они требуют компенсировать моральный вред за нападение со стороны узбекских граждан, отмечает Роберт Авазбеков – глава баткенского отделения общественного фонда «За международную толерантность», специализирующегося на предотвращении конфликтов.
«Они не боятся потенциального военного вторжения со стороны Узбекистана и готовы стоять до конца», добавил он.
Подконтрольные государству узбекские СМИ по большей части хранят молчание. Однако источник в Ферганской долине, близкий к спецслужбе Узбекистана (СНБ), говорит, что блокада внесла раскол в руководство силовиков. По имеющимся данным, некоторые генералы из высших сфер, главным образом представляющие Комитет по охране госграницы, призвали оперативно провести военную акцию, чтобы прорвать блокаду вокруг Соха, сообщил этот источник.
По словам одного узбекского дипломата высокого ранга, беседовавшего с EurasiaNet.org на условии анонимности по соображениям протокола, президент Ислам Каримов решительно выступает против военной акции, опасаясь, что локальный пограничный военный конфликт может дестабилизировать регион в целом. Тот факт, что Кыргызстан является членом возглавляемого Россией оборонного альянса ОДКБ, из состава которого Узбекистан недавно вышел, играет в соображениях Каримова и его сторонящихся интервенции союзников значительную роль, отмечает дипломат. Договор предписывает государствам-членам ОДКБ оказать Кыргызстану помощь в случае агрессии извне.
О серьезности ситуации свидетельствует тот факт, что Каримов, который нередко игнорирует просьбы со стороны своих соседей, тут же отдал распоряжение чиновникам на местах вступить в переговоры с Кыргызстаном. «Каримов не любит, чтобы его считали слабым, так что его распоряжение начать переговоры с кыргызской стороной является отражением его серьезной озабоченности», – отмечает один ташкентский журналист, специализирующийся на освещении международных отношений республики.
На взгляд некоторых сторонних наблюдателей, представители узбекских вооруженных сил из минобороны и погранслужбы – особенно те из них, чьи семьи проживают в Ферганской долине – стремятся померяться силами со своими коллегами по ту сторону границы в Кыргызстане, которых они винят в массовых столкновениях на национальной почве в июне 2010 года, унесших жизни свыше 400 человек, главным образом представителей узбекского нацменьшинства. «Сохский инцидент является в действительности продолжением давней вражды между узбекскими и кырзыскими военными, – сказала EurasiaNet проживающая в Великобритании узбекская журналистка Шахида Тулаганова. – И они [представители узбекской стороны] ищут возможность взять реванш».
Пытаясь утихомирить воинственно настроенных генералов, Каримов прибег к привычной тактике кризисного управления: возложил вину за провоцирование беспорядков на некие анонимные внешние силы, ничем не подкрепив при этом свои утверждения. «Имеются внешние силы, нагнетающие напряженность [между пятью центральноазиатскими республиками], чтобы те, охваченные беспорядками, были не в состоянии развиваться и привлекать инвестиции», – заявил президент Каримов в своем выступлении по государственному телевидению 19 января. По мнению многих, глава государства имел в виду Россию. В том же выступлении Каримов исключил возможность обращения за помощью к посредникам извне.
Ранее, в своем поздравлении по случаю празднования очередной годовщины узбекских вооруженных сил от 11 января Каримов явно постарался успокоить военнослужащих, пообещав им прибавку к жалованью и улучшение жилищных условий.
Данное 23 января Бишкеком обещание пропустить гуманитарную помощь является определенным прогрессом, но для этого еще нужно уговорить отступиться жителей сел, заблокировавших дорогу, чего вовсе никто не гарантировал. Закрытие Ташкентом пограничных КПП можно рассматривать как одну из переговорных тактик, полагает ташкентский журналист, а еще всегда можно отключить газ: «Будьте уверены, если кыргызская сторона откажется идти на компромисс, Каримов найдет способ заставить Кыргызстан дорого заплатить за свое унижение».