Япония дала старт новому витку девальвации связки доллар-евро-иена. Это может привести к дальнейшему укреплению рубля, если цены на нефть значительно не снизятся.
Валютные войны уже повлияли на структуру российских валютных резервов. В кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе первый зампред российского Центробанка Алексей Улюкаев сообщил, что Россия увеличила вложения в активы, номинированные в канадском и австралийском долларах за счет сокращения вложений в американский доллар и евро.
Операции с австралийским долларом Банк России начал со второго квартала 2012 года и нарастил его долю в международных резервах до 1,5%, а долю канадского доллара увеличил до 3,5%. Впрочем, пока общую картину это не сильно меняет. Доллар по-прежнему остается главной валютой для российского ЦБ — резервы, номинированные в денежных единицах США, составляют 46,5% ЗВР. Чуть меньше — номинированных в евро 40,5%. Также у ЦБ есть активы в британских фунтах (9%), канадском долларе (2%) и японской иене (2%). Кстати, интерес России к канадскому доллару усиливается уже второй год подряд. В 2011 году его доля также увеличилась — с 0,8% до 1,6%, в том числе за счет сокращения активов в евро.
За 2012 год доля активов в иене выросли с 1,6% до нынешних 2%. Теперь, возможно, Центробанку придется пересмотреть свой интерес к валюте Страны восходящего солнца. В начале этой недели стало известно о том, что правительство Японии решило несколько "уронить" национальную валюту. Банк Японии поднял целевой уровень инфляции до 2% вместо ранее установленного 1%.
Опрошенные "Росбалтом" эксперты полагают, что это приведет к новому витку валютных войн. Каждый будет стремиться получить дополнительное конкурентное преимущество за счет снижения своей валюты относительно стоимости другой. От этого могут пострадать развивающиеся страны, особенно Россия, если продолжит упорствовать в своей борьбе за снижение уровня инфляции, что приводит к укреплению национальной валюты.
"Ранее укрепление иены в течение нескольких лет давило на японские компании, многие из которых стали испытывать трудности", — заявил Росбалту старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. По его оценке, новая война за снижение стоимости национальных валют уже идет. В ней участвуют и США, и еврозона (которая также недавно выразила опасения по поводу укрепления курса евро), и Швейцария (где Центральный банк всеми силами препятствует укреплению франка), и Китай (хотя в последнем валюта пока не является широко конвертируемой).
"Стимулирование инфляции и покупка активов Банком Японии ожидались рынком. Такие меры, примененные в отдельно взятой стране, обычно приводят к снижению курса национальной валюты. Проблема в том, что подобные действия предпринимают сейчас все развитые экономики, которым дефляция и рецессия кажутся самым ужасным сценарием на сегодня", — сообщил "Росбалту" трейдер Управления инвестиционных операций АКБ "Ланта Банк" Наиль Шамсутдинов.
Однако проблема в том, что предпринимаемые Японией и Западом шаги по девальвации своих валют не могут быть повторены многими развивающимися странами, где инфляцию и не нужно стимулировать — она и так высокая. "Из-за этого намечается тектонический разлом не между евро-долларом-иеной, а между этими валютами с одной стороны и развивающимися валютами – с другой. Последствия для развивающихся стран могут выражаться в перегреве определенных рынков (например, рынка недвижимости в азиатских мегаполисах) и росте инфляции. Что уже вызывает недовольство руководства Китая", — отметил эксперт.
Тем не менее, некоторое движение будет наблюдаться и в связке трех валют-лидеров — доллара, евро и иены. Шаг Японии неизбежно вызовет цепную реакцию по всему миру. После того, как иена подешевеет, власти США будут вынуждены снизить курс доллара относительно евро. Слабость американской валюты способна поддержать внутреннее восстановление, которое, согласно Бежевой книге, все-таки зарождается в экономике США, а дорогой евро может препятствовать полноценной эффективности антикризисных мер внутри еврозоны, отметила аналитик "Инвесткафе" Анна Бодрова. "Денежные единицы развивающихся экономик будут страдать сильнее остальных в силу своей специфики. Обычно внимание на это обращает Бразилия, но сейчас ее почему-то не слышно: то ли в стране устали от выкриков в никуда, то ли просто смирились с неизбежным. И, естественно, юань — валютная война перейдет на новый уровень по мере ревальвации китайской валюты", — заявила она "Росбалту".
Что же касается рубля, то если политика Центробанка не изменится, следует ожидать его дальнейшего укрепления. По крайней мере до тех пор, пока цены на нефть держатся на высоком уровне. Российская экономика по-прежнему страдает голландской болезнью, и вместо того, чтобы стимулировать внутреннее производство и спрос, российские власти ухватились за показатель инфляции и не хотят вмешиваться более активно в валютные торги. В условиях войны валют такая позиция чревата дальнейшим укреплением курса рубля и снижением конкурентоспособности еще оставшегося на плаву производства.
Впрочем, тем, кто держит под матрасом сбережения в валюте, пока явно рано бежать в обменный пункт. "Массовых уходов из доллара и евро я не жду, валютная война — дело небыстрое, а потому сиюминутное влияние на рынок она не окажет", — сообщила Бодрова. По мнению же заместителя директора по аналитике Saxo Bank Россия Кирилла Самышкина, часто то или иное движение валют нивелируется комиссией обменных пунктов за операцию. "В этом случае выгоднее хранить средства в нескольких валютах, например, используя доллар, евро и рубль приблизительно в одной пропорции", — отметил он.