С точки зрения позиции новых лидеров американской внешней политики, ситуация меняется очень существенно.
Я бы предостерег судить о том, насколько нынешняя администрация США готова к серьезным изменениям в своей политике, по тону и общему содержанию выступлений. Но с кадровой точки зрения, с точки зрения позиции новых лидеров американской внешней политики ситуация меняется очень существенно.
Старая демократическая элита в какой-то степени сковывала Обаму
Здесь самый главный вопрос – это понимание нынешней администрацией места Америки в мире и ее интересов. Это понимание не сразу сформировалось, и не сразу Обама получил возможность реализовывать эту политику. Я бы, может быть, в какой-то степени сравнил первый срок Обамы с первым сроком Путина. Наличие таких тяжеловесов, как Хиллари Клинтон или Байден, да и вообще старой демократической элиты, в какой-то степени сковывало Обаму.
Выбор в пользу Хэйгела (выдвинут Обамой на пост министра обороны США. – Прим. KM.RU) означает попытку очень сильно развернуть вектор американской политики от идей тотального господства, от идей рассматривать весь мир как исключительно зону интересов Соединенных Штатов к концентрации усилий на том, что Америка считает главными вызовами для себя. В первую очередь речь идет о глобальном соперничестве с Китаем, которое в нынешних обстоятельствах не позволяет Америке односторонне поворачиваться ко всем остальным региональным центрам силы, игнорируя их интересы, автоматически превращая их в союзников Китая.
Штаты считали неприемлемыми любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве
Что касается России, то вопрос ПРО, Сирия, права человека (которые для современной политики вообще не имеют никакого значения, а являются только инструментом и предметом ханжеской демагогии) – все это решаемо в рамках общего подхода. Если Соединенные Штаты действительно хотят менять отношение и выстраивать соглашение с Россией, выстраивать какие-то сделки с Россией для того, чтобы не оттолкнуть Россию к Китаю, то здесь есть единственный и важнейший вопрос. Уходящая г-жа Клинтон на этом вопросе и остановилась, громко хлопнув дверью. Это постсоветская интеграция и отношение американцев к постсоветской интеграции.
До сих пор (открыто и не очень) Соединенные Штаты считали для себя неприемлемыми любые реальные интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Это была их главная претензия к России. Если Соединенные Штаты не ставят целью тотальное присутствие везде, а хотят его свертывать, тогда есть возможность договориться. Я не ожидаю легкого движения в этом направлении, и гарантировать успех очень трудно. Обаму легко спугнуть и все это сорвать.
Пришло сообщение, что Обама забраковал план поставок оружия сирийским мятежникам, который предлагали Клинтон и Петрэус (экс-директор ЦРУ). Это сделано под благовидными предлогами, что оно не туда попадет, что это приведет к неоправданной вовлеченности Соединенных Штатов в события и так далее. Это все про то же. При этом надо отметить, что и Петрэус, и Панетта (экс-министр обороны США. – Прим. KM.RU) были отправлены в отставку по скандальным поводам. В действительности чистка в силовых структурах имела целью расчистить поле для людей, не связанных с прежней политикой вмешательства, с политикой силового давления, с политикой наращивания американского присутствия везде, где только можно. Понятно, что такие люди препятствовали бы сворачиванию программ, в которых они увязли.