Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ (СМО) предложил создать специальное агентство, которое будет заниматься созданием положительного информационного фона в области межнациональных отношений.
О том, чем вызвана необходимость такого шага и как эта идея будет реализовываться на практике, в интервью "Росбалту" рассказал член СМО, публицист Максим Шевченко.
— Насколько я понимаю, вы поддерживаете предложение создать такое агентство?
— Да, это была моя идея. Я ее придумал.
— Насколько она реализуема чисто административно и фактически?
— Реализовать можно все. Была бы на то воля и ресурсы.
— Есть ли сейчас политическая воля реализовать такую идею?
— Есть соответствующая стратегия. Надеюсь, что и воля найдется.
— Чем вызвана необходимость создания положительного информационного фона вокруг межнациональных отношений?
— Потому что у нас отсутствует в какой-бы то мере стратегия информационной политики в области межнациональных отношений.Последний фильм "Проект Кавказ" на канале "Россия" в программе Аркадия Мамонтова "Специальный корреспондент" показывает, что даже государственные каналы позволяют себе показывать фильмы и проводить обсуждения, которые провоцируют национальную ненависть в стране.
— Хорошо, представим себе, что такое агентство создано. Каким образом оно может контролировать публикации в СМИ?
— Я за то, чтобы оно было частным, негосударственным. Публикации в СМИ контролирует Роскомнадзор. Я вообще против контроля над публикациями. Я за то, чтобы давать оценки, отслеживать определенные тенденции и, возможно, предлагать продвижение образов и смыслов.
Контроль над СМИ для меня вообще вещь абсолютно враждебная. Просто я считаю, что большинство журналистов невежественны и не имеют понятия о том, о чем говорят.
Тот же фильм "Проект Кавказ" — тому пример. Его снял журналист, сидящий в Нью-Йорке, с большим апломбом представил его, и при этом говорит, например, о "суннах из Корана", перепутав стихи Корана — суры и Сунну, собрание изречений пророка Мухаммеда.
Невежество журналистов в сфере межнациональных отношений и религиозной проблематики — чудовищное. Они полагают, что эта сфера гораздо менее важна, чем, скажем, экономика. А между тем для массового сознания это даже более важно. Я считаю, что эту ситуацию надо исправлять.
— Хорошо, но как? С помощью каких-то оценок?
— Да, с помощью продвижения в СМИ социальных стратегий и концепций, продвижения образов. Собственно, это классическая полит-технологическая задача, которую просто никогда никто не ставил. Это похоже на продвижение бренда той или иной корпорации. В данном случае надо работать с брендом стратегии национальной политики и продвигать ее основные идеи.
— А какова в этой концепции роль государства?
— Государство должно выступать в роли заказчика. Оно должно формулировать заказ и оплачивать работу. То есть агентство, о котором я говорю, должно быть независимым и быть связанным с государством контрактными отношениями.