В каких семьях растут армянские дети и что от них можно ожидать в будущем?
Проблема домашнего насилия в Армении постепенно становится темой публичного обсуждения. И все же повышение внимания к данному вопросу не трансформируется в усиленную разработку программ, направленных на облегчение страданий граждан и исправление имеющихся недочетов в законодательстве.
В 2012 году Армения поставила мрачный рекорд в области домашнего насилия, когда на протяжении полугода в республике скончались шесть женщин в возрасте от 21 до 50 лет в результате инцидентов с участием их мужей или свекров. В общей сложности у погибших осталось 12 детей. Учет случаев нападений на почве насилия в семье официально в Армении не ведется. Однако согласно проведенному организацией «Международная амнистия» в 2008 году опросу тысячи жительниц Армении, более трех из десяти женщин сталкивались с физическим насилием, а 66 процентов становились жертвами психологических издевательств.
Резонанс, который вызвала гибель этих женщин, заставил активистов подумать, что власти начнут теперь выделять средства на защиту и реабилитацию пострадавших от домашнего насилия. Но 21 января правительство заблокировало принятие законопроекта, который мог бы стать первым законом в данной области, заявив, что нужно еще внести изменения в существующее законодательство либо доработать сам законопроект.
В отсутствие государственного финансирования соответствующие задачи пытаются решить неправительственные организации (НПО). «Случаев очень много, и усилий одних только НПО недостаточно», – отмечает Сусанна Варданян, возглавляющая ереванский общественный Центр прав женщин, выступающий за положенный под сукно законопроект.
На сегодняшний день для женщин, пострадавших от насилия в семье, существует всего три частных приюта (два в Ереване и один в соседней Армавирской области), а также несколько существующих при НПО «горячих линий». По словам Сусанны Варданян, за последние два года в Центр прав женщин, открывший две «горячих линии», четыре региональных кризисных центра и один приют, поступило от женщин около 2 557 звонков о помощи.
В центре, открытом в селе Птгунц благотворительным фондом «Маяк», находятся 55 женщин, по большей части безработных; все они либо беременны, либо воспитывают детей. В приюте женщин обучают основным профессиональным навыкам, а также оказывают психологическую помощь.
На протяжении десятилетий насилие в семье было темой, которой сторонились не только пострадавшие женщины, но и официальные лица с правоохранительными органами, не признавая факт существования такой проблемы и отказываясь ее обсуждать.
В 2012 году к 10 месяцам заключения была приговорена Айкануш Микаелян за издевательства над своей 23-летней невесткой, Мариам Геворкян, в течение продолжительного периода времени, начиная с 2009 года. Согласно прозвучавшим на суде показаниям, она прижигала тело невестки утюгом и с помощью зажигалки, регулярно избивала ее и запирала в доме на ключ.
«Как только дело доходит до принятия реальных мер, мы, похоже, сталкиваемся с прежним сопротивлением», – отмечает директор Женского ресурсного центра Лара Агаронян. Данный центр является еще одной ереванской НПО, активно занимающейся проблемой насилия в семье.
Целью законопроекта о домашнем насилии, отвергнутого правительством в январе, было усилить государственную защиту жертв насилия, среди прочего, путем введения запретительных судебных приказов и увеличения количества приютов.
Активисты полагают, что шесть случаев летального исхода, имевшие место в 2012 году, можно было бы предотвратить, если в Армении имелся бы закон, предусматривающий меры реагирования на подобное поведение и, соответственно, оказание господдержки приютам. «В качестве профилактических мер закон предусматривает создание определенного количества подобных центров и соответствующую подготовку сотрудников правоохранительных органов», – отмечает менеджер проектов общественной организации «Общество без насилия» Анна Никогосян. Если бы рядом с домом шести погибших женщин, которые все жили за пределами Еревана, имелись приюты, «некоторые из них могли бы быть сегодня живы».
«Многие очень нуждаются в помощи, но невозможно приютить всех в имеющихся трех приютах», – соглашается директор организации «Маяк» Наира Мурадян.
Как подчеркивает начальник управления по проблемам семьи, женщин и детей министерства труда и социальных вопросов Лала Газарян, законопроект о насилии в семье не завернули навсегда. «Он просто нуждается в некоторой доработке», чтобы привести его в соответствие с существующим уголовным правом, отмечает она. «Нам всем хорошо известно, что нам нужен этот закон, нужны приюты, квалифицированные кадры в правоохранительных органах, действенные инструменты, но это требует напряженной работы по изменению законодательства, и это будет сделано».
Как отметили некоторые представители правительства, парламент, ныне контролируемый Республиканской партией Армении, может принять закон о насилии в семье к 2014-2015 годам, когда будет завершена работа над соответствующими поправками к уголовному кодексу.
Между тем с исчезновением позорного клейма, ассоциирующегося с данной темой, многие рядовые жители Армении открыто стали заявлять о своем желании найти решение этой проблемы. В 2006 году женщины в поселке Бурастан, что в 30 км от Еревана, сказали EurasiaNet, что вопросы о домашнем насилии разрушают «традиционные армянские семьи». Семь лет спустя они признали, что насилие является проблемой, которую «нужно решать».
«Наши дети растут в атмосфере рукоприкладства и побоев, – рассказывает 67-летняя мать четырех детей Карина Галстян. – Только сегодня мы понимаем, как неправильно молчать, потому что мы хотя бы должны научить наших дочерей, что муж должен уважать жену, а не бить, не унижать ее перед детьми».
В отсутствие дальнейших мер со стороны правительства по пресечению домашнего насилия осознание подобного факта может иметь немаловажное значение.