Иранская национальная валюта на грани краха.
На этой грани она находится вот уже два-три года. Финансовые сделки с Ираном заморожены. И тем не менее, у корреспондента газеты «Нью-Йорк таймс», посетившего недавно Иран, создалось впечатление, что международные санкции не оказывают особого влияния на происходящее в стране. В 12-миллионом Тегеране возводятся высотные дома; постоянно открываются новые рестораны; на витринах магазинов, торгующих технологическими новинками, - изобилие.
Иранский народ научился жить в условиях экономических санкций, самых тяжелых в его истории. В англоязычных СМИ сообщается, что иранцы нашли эффективный способ обходить финансовые санкции и производить оплату товаров, поставляемых из-за рубежа. Страны, которые приобретают иранскую нефть, вынуждают расплачиваться своей валютой, а не долларами или золотом. Тем не менее, и золото активно используется в торговых сделках между Ираном и фирмами, торгующими с этой страной.
Иранцы не хотят идти на прямой контакт с американцами. Они отвечают на предложение о прямых переговорах с Вашингтоном твердым «нет». Эта информация могла бы стать главным заголовком израильских СМИ. Однако нас больше интересует «судьбоносная» для Ближнего Востока проблема: будут ли ультраортодоксы служить в армии.
Иранцы сообщили о том, что в ближайшее время в строй вступят центрифуги нового поколения, в четыре раза более эффективные, чем нынешние. Американцы все меньше рассчитывают на какой-либо результат от переговоров с Тегераном. При этом США не спешат менять стратегию в отношении Исламской республики. Американцы пытаются понять, что планирует аятолла Хаменеи. Выясняется, что высшие лица администрации Обамы крайне обеспокоены последней экспертной оценкой по этому вопросу. Согласно оценке американских спецслужб, Хаменеи не владеет информацией о том, что действительно происходит на нефтяном рынке страны; в разговорах со своими гостями он шутит над тем, что санкции якобы ударили по самим США, а не по Ирану.
Проблема заключается в том, что он верит в то, что говорит. И решение об ускорении ядерного проекта базируется на этой вере. США начинают понимать, что экономические санкции вряд ли окажут влияние на Хаменеи.
И здесь стоит коснуться предстоящего визита Обамы в Израиль. «В конечном итоге и США, и Израиль должны приложить усилия для того, чтобы угроза военного решения иранской ядерной проблемы выглядела более реальной, - сказал Николас Бернс, один из высокопоставленных сотрудников администрации Буша, отвечавший в свое время за иранский вопрос. – Это наиболее эффективный метод для того, чтобы убедить Тегеран пойти на компромисс мирным путем».