Такой вывод делает эксперт, анализируя программное выступление нового главы Госдепа США.
Новый госсекретарь США Джон Керри для своего первого программного выступления выбрал актовый зал Университета Вирджинии, который некогда был основан его коллегой — первым американским госсекретарем Томасом Джефферсоном. Выбор места как минимум эффектный, но однозначно запомнится и сама программная речь преемника Хиллари Клинитон. И еще как запомнится — пожалуй, такой масштабной и острой критики в свой адрес Белый дом от Госдепартамента ранее не слыхивал.
Разумеется, не стоит спешить сгущать краски, называя это «нарождающимся конфликтом» (как можно уже кое-где прочитать на наших бескрайних виртуальных просторах), однако главный упрек г-на Керри, прозвучавший в ходе его выступления, относится к урезанию Конгрессом финансирования внешнеполитической деятельности. Госсекретарь высказал явное недовольство тем, что Барак Обама «никак не может договориться» с республиканцами-конгрессменами. Но Конгресс в США — это больше, чем просто парламент где бы то ни было, а значит есть все шансы, что недовольство Джона Керри имеет все шансы так и повиснуть в воздухе.
Идеологии американцы придают большое значение, настолько большое, что в границах своей страны она уже не умещается, но вот деньгам — все же большее. Тем более сейчас, когда настало самое время серьезно экономить, урезая финансирование не столь стратегически важных программ, в том числе и во внешней политике. Новый госсекретарь с таким раскладом оказался несогласен и, судя по всему, готов биться за свою правду до последнего.
Находясь за кафедрой университета, созданном его коллегой, г-н Керри явно чувствовал себя в достаточной степени комфортно и уверенно и не скупился на яркие сравнения: так, усилия по стабилизации конфликта обходятся США в среднем в $60 млн. в год, что сопоставимо с выручкой за день от проката голливудского блокбастера «Мстители», - отметил госсекретарь. Далее он привел и более наглядные показатели: в 2012-м году Пентагон потратил на войну в Афганистане $115 млрд., в то время как Государственный департамент совместно с Агентство США по международному развитию ха тот же период запросили из бюджета в общей сложности $51,6 млрд.
При этом госсекретарь подчеркнул, что отдача от политики «мягкой силы» имеется куда большая, чем от непосредственного «жесткого влияния». В этом сомневаться и не приходиться — миром владеет тот, кто владеет информацией и умами в глобальном масштабе. «Развертывание дипломатический связей сегодня гораздо дешевле, чем развертывание войск завтра», - резюмировал новый глава внешнеполитического ведомства. И решил немного поиграть на самолюбии Белого дома, достаточно едко прокомментировав сам факт его затянувшихся финансовых споров с Конгрессом: «Мы не можем быть сильными в мире, если мы не сильны дома». Также г-н Керри резонно отметил, что до тех пор, пока бардак в принятии решений Америкой преодолен не будет — ей просто этически будет трудно указывать руководству других стран на имеющиеся там проблемы...
В целом, как отметила американская пресса по итогам первого программного выступления госсекретаря, Джон Керри в пух и прах разнес первоначальные представления ор нем как о «тихоне», который будет находиться где-то там в тени и кротко проводить внешнюю политику по издаваемым директивам. Он показал, что имеет свое мнение, причем идущее в разрез с «генеральной линией», а стало быть имеет все шансы если уж не затмить мадам Клинтон, то и не потеряться на ее фоне.
«И госсекретарь Клинтон, и секретарь Керри пришли на пост госсекретаря с громадным авторитетом по вопросам, которые они отстаивали на протяжении всей их карьеры в их собственном праве», - приводит авторитетное американское издание «National Journal» слова директора Центра по политике Ближнего Востока Тамары Кофман Уайт, сама некогда занимавшая в Госдепартаменте должность заместителя помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока. По прогнозам эксперта, новый госсекретарь очевидно сделает акцент на экологии, а географически направление его деятельности будет в основном ориентировано на Европу и Азию. К слову, в списке первых нескольких стран, которые г-н Керри намерен посетить в новом качестве, значатся Великобритания, Германия и Италия.
Свой прогноз, что ждать всему миру и нам от нового госсекретаря США в беседе с обозревателем KM.RU представил известный политолог, директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований Социологического факультета МГУ Валерий Коровин:
- Судя по высказывниям Джона Керри, складывается ощущение, что в плане внешней политики он придерживается либеральной школы, и будет основывать свои действия на главном тезисе либеральной доктрины о том, что демократии друг с другом не воюют. А это значит, что демократические ценности, а также гражданские институты и некоммерческие неправительственные организации будут играть большую роль в продвижении интересов США, нежели до сих пор. Особенно с учетом того, что Обама так и не смог договориться с конгрессом о сохранении прежнего объема финансирования американских институтов продвижения демократии в «недемократических» странах.
Таким образом, Керри - явный представитель той элитной группы, которая делает ставку на стратегию сетевых войн, то есть продвижение американских интересов и установления стратегического контроля над государствами без использования обычных вооружений, но с применением социальных сетей — причем не в виртуале, а в оффлайне. Речь о сети социальных структур, организаций, которые заняты продвижением американских ценностей в гуманитарной плоскости. И это, как совершенно точно заметил Джон Керри, куда дешевле, чем развертывание и реализация полноценных военных кампаний, к пониманию чего в конце своего первого срока пришел и Барак Обама.
Вообще очень сложно удержаться в одних лишь рамках использования «мягкой силы», когда у тебя в руках такая колоссальная военная машина, какую из себя представляет американские вооруженные силы, поэтому под воздействием логики и отчасти военного лобби Барак Обама в итоге скатился-таки к бушевским методам воздействия. И задача Керри теперь — вернуть президента в плоскость сетевых стратегий, гуманитарных форм американских ценностей и, тем самым, установить прямое американское влияние в тех или иных обществах, что более эффективно, менее затратно и дает исключительные преимущества, поскольку общества начинают в конце концов воспринимать американские ценности как свои и перестают им сопротивляться. В то же время прямая военная агрессия мобилизует целые государства и приводит к созданию цивилизационных блоков, на борьбу с которыми США требуется еще больше затрат...