Никаких неожиданностей: президента Кубы коммуниста Рауля Кастро переизбрали на очередной, последний для него срок.
Он пришел к власти в 2008 году на смену своему брату Фиделю, который правил страной более четырех десятилетий.
Рауль призвал установить лимит в два срока для всех, кто избирается на руководящие государственные посты, однако в конституции соответствующих изменений пока нет.
Поколение кубинских революционеров постепенно отходит от власти. Сейчас эти люди всеми силами стремятся сохранить и укрепить выстроенную ими систему, чтобы она существовала и дальше, после их ухода.
В конечном итоге все упирается в одно: найти преемника Раулю Кастро.
Пока же, согласно партийным тезисам 2011 года, акцент делается на экономических реформах, с помощью которых власти пытаются обновить неэффективную экономику, находящуюся под контролем государства.
Наиболее очевидный их результат: невиданный всплеск активности мелких предпринимателей - от маникюрных салонов до наемных садовников.
"Давление слишком велико"
Кубинские власти легализовали малый бизнес, пытаясь уменьшить количество работников бюджетного сектора.
"Когда-то я получал 400 песо (примерно 16 долларов) в месяц, сегодня – столько, сколько смогу заработать", - говорит Эдуардо Гарсия.
Гарсия сидит в своей подвальной мастерской по ремонту бытовой техники среди поломанных стереосистем, магнитофонов и телевизоров.
Один из телевизоров, находящихся у него в починке, стоит больше 2 тысяч долларов – еще один признак происходящих на Кубе перемен.
Собственным малым бизнесом сегодня заняты около полумиллиона кубинцев.
"Все выглядит так, словно они развязали нам руки, а ноги развязать забыли. Давление на нас слишком велико", - жалуется Гарсия.
По его словам, по-прежнему существует государственная монополия на импорт, оптовый рынок отсутствует, поэтому достать детали для ремонта техники крайне трудно.
С точки зрения Эдуардо Гарсии, всему есть свое объяснение: "В течение 54 лет никто и представить не мог, что подобное будет возможно. Машина раскручивается медленно, но у нас есть надежда, что все наладится".
"Битва за экономику"
В экономике страны по-прежнему доминируют крупные государственные предприятия – их проблемами должно заняться новое правительство.
Одна из новых идей заключается в том, чтобы предоставить компаниям больше автономии, чтобы увеличить их эффективность.
Другое предполагаемое нововведение – разрешить создание ограниченного числа кооперативов не только в сельском хозяйстве, но и в других сферах экономики.
На одном из плакатов в Гаване – цитата Рауля Кастро: "Сегодня, более чем когда-либо, битва за экономику становится нашей основной задачей".
"Это действительно битва, и будущее Кубы зависит от ее исхода", - считает местный экономист Хуан Триана.
По его словам, спустя пять десятилетий после революции Куба занята тем, чтобы "изобрести социализм заново".
"Тяжелейшую битву мы выиграли в девяностых годах, когда исчез Советский Союз и Куба осталась в мире одна. Было трудно, но мы выжили", - вспоминает Триана.
"Важная часть цепочки"
Однако после того, как новые депутаты займут свои места в парламенте и будут назначены новые руководители страны, не исключено, что Куба вновь столкнется с серьезными трудностями.
Во времена правления социалиста Уго Чавеса ключевым экономическим союзником Кубы стала Венесуэла, которая обеспечивает большую часть ее потребностей в нефти.
Нефть при этом Венесуэла поставляет на Кубу с существенной скидкой.
На прошлой неделе Чавес вернулся в Каракас из Гаваны, где он вновь проходил лечение от рака.
Президент Венесуэлы по-прежнему очень болен, он не появлялся на публике лично с декабря прошлого года.
"Венесуэла – важная часть цепочки", - полагает бывший британский посол на Кубе Пол Хэр.
"От происходящего там зависит, насколько скоро Куба перейдет к открытой экономике, поспешит ли она принять решения, подобные тем, что были приняты в Китае, в случае, если Венесуэла перекроет поставки нефти", - говорит он.
Как угадать преемника
До сих пор реформы на Кубе внедрялись осторожно. Как говорит Рауль Кастро, "без пауз, но и без поспешности".
Перед властями стоит цель: внести в систему изменения, не подрывая основ. Однако отношения между государством и гражданином на Кубе уже меняются.
"Все эти меры, дающие гражданам экономическую независимость от государства, внушают населению чувство свободы", - утверждает писатель и эссеист Леонардо Падура.
К примеру, одна из таких мер - введение подоходного налога для частных лиц.
При этом экономические перемены на Кубе не сопровождаются политическими реформами: на выборах в действующий парламент страны 612 кандидатов претендовали на 612 депутатских мест.
Одним из кандидатов был 86-летний Фидель Кастро, который впервые решил проголосовать лично, с тех пор, как в 2006 году оставил власть.
За минувшие семь лет у братьев Кастро так и не появилось очевидного преемника.
Какой-то намек могут дать изменения на "посту номер два" в государстве - речь идет о должности первого вице-президента, которую занимал престарелый революционер.
Тепеь вице-президентом стал 53-летний Мигель Диас-Канель - член политбюро, который все чаще замещает Рауля Кастро на официальных мероприятиях.
Однако сказать с уверенностью, что именно творится за закрытыми дверьми кубинского руководства, по-прежнему не может никто.