Мы переживаем переломный момент истории. Мир обременен новыми образованиями. В ближайшие полвека мы окажемся перед лицом совершенно другого мира.
На протяжении столетия «король мира» – американцы: именно им принадлежит выработка основных современных понятий и институтов, применяемых во всем мире.
Не получив возможности увидеть «развитие» Америки, Османская империя распалась. Более того, несмотря на то, что это единственный игрок на всем земном шаре, который наилучшим образом смог бы понять силу и динамику Америки, Османская империя не стала свидетелем ни ее процветания, ни распада Европы и не смогла спастись от того, чтобы стать частью истории.
При блуждающем по Европе национализме, стремительной секуляризации, усилении течения вестернизации и внешней поддержке (прежде всего британцами) Османская империя была раздроблена на части. К тому же, низвергнувший Османскую империю национализм привел к краху и Европу.
Как отмечает Эдгар Морен, современные (светские) парадигмы, на которые опирается «государство-нация», вместе с идеологией национализма были превращены в своего рода религию. Идеология национализма, которая провозглашает национальные политические, культурные и ментальные структуры на основе расовой принадлежности, положила конец эпохе империй в Европе.
Если бы не было создано американское государство, то в результате трудностей, которые возникли из колониальной, расистской, основанной на выгоде и конфликте динамике, западная цивилизация осталась бы в прошлом. Также, как Римская империя.
То, что спасло западную цивилизацию, – это опыт Америки. Он не предполагал политическую и культурную организацию по оси нации, напротив, это была транснациональная практика, которая впитала имперский опыт и смогла дать приют различным расам, хотя и растворила их в своей структуре. Наглядным примером и моделью такого опыта в недавней современной истории служит «национальная система» Османской империи. В этом скрыта причина интереса американцев к приобретению глубинных знаний об Османской империи, в частности, к открытию кафедр, посвященных истории Османского государства, которые в американских университетах растут «как грибы после дождя».
Основное отличие американского опыта от европейских национальных государств состоит в выработке более широкой транснациональной политической модели по оси европеоидной расы (белые англосаксонские протестанты), в которой исключен какой-либо этноцентризм на основе национальной принадлежности, а также демократизации промышленности.
Именно эти два фактора сделали возможным становление Америки единственным и сильнейшим игроком мира.
Необходимо отметить, что парадигма этноцентристской политики в Европе и парадигма транснациональной политики в Америке, по сути, опираются на одну и ту же базу – секуляризм.
Следовательно, идеология национализма – секулярная идеология, которая привела к распаду Османской империи. Иными словами, Османская империя утратила свой дух и в результате была не в силах спастись от упадка в силу активизации усилий по впитыванию секуляристских парадигм.
Однако поскольку американский опыт не смог предложить ничего, кроме секуляризации мира и проекта колонизации, а секуляризм привел не к многомерности и глубине, которые призваны были позволить сосуществовать различным культурам и религиям, а к одномерной, поверхностной, основанной на выгоде, однотипной и ассимилирующей форме восприятия и бытия, сегодняшний мир не имеет будущего.
В то время как практика Османской империи стала наиболее значительным «современным» опытом, который создал возможность сосуществования и самобытности сообществ представителей различных религий и культур, сегодня американцы, нейтрализовав суть и дух османского опыта, стремятся с помощью изначально заимствованной османской модели навести порядок в мире и нашем регионе!
И что делаем мы? А мы не воздерживаемся от совершения преступлений, которые не могут быть сопоставимы даже с Западом, чтобы стереть, вырвать с корнем и уничтожить дух и следы идеи цивилизации Османской империи в нашей стране!
Между тем будущее – за османской моделью. Этноцентристские секуляристские проекты привели Османскую империю к коллапсу. А Турция, наконец, должна увидеть, что с возведением секуляризма, подстрекающего мобилизацию этнической идентичности и эмоциональности, в ранг религии она подрывает свое существование и своими собственными руками лишает себя будущего.
Необходимо увидеть, что в условиях глобализации этноцентристские секуляристские проекты ставят под угрозу существование в мире, и мир испытывает острую потребность в таких проектах, как османская модель, которая способна признавать право на жизнь различных культур, религий и цивилизаций. Тот факт, что мы проявляем упрямство и настойчивость в том, чтобы не замечать очевидной вещи, которую в свое время осознали американцы, является показателем нашей ментальной слепоты и порабощения.
Если Турция будет не в силах выработать, впитать и представить миру дух, который воссоздаст идею модели османской цивилизации, станет невозможным предотвращение таких секуляристских проектов, как, например, национализм, которые привели к распаду Османской империи и способны подготовить и ускорить крах самой Турции.
Газета "Yeni Safak", Турция