Вчера в Турции, Азербайджане и ряде других тюркских стран отмечался День тюркизма. Поскольку в этот день впервые было заявлено о тюркскости открыто и без стеснения.
День тюркизма берет свое начало от 3 мая 1944 года. В этот день состоялось последнее судебное заседание по так называемому делу расистов-туранистов (турецкая историография – ред.). По этому делу проходил молодой туранист Гусейн Нихаль Атсыз, которого судили по ложным обвинениям турецкого писателя социалистического толка Сабахаттина Али. Атсыза заключили в тюрьму и в тот день в знак протеста тысячи турецких националистов вышли на улицы Анкары.Через год после этого события, 3 мая 1945-го года, в день годовщины «Большой демонстрации» в Анкаре, 10 узников военной тюрьмы Топхане – Нихаль Атсыз, Зеки Велиди Тоган, Неждет Санчар, Реха Огуз Тюрккан и другие – впервые отметили этот день как Праздник тюркизма. В последующие годы в эти дни проводились специальные церемонии, и 3 мая начали отмечать как День тюркской солидарности.
Гусейн Нихаль Атсыз: Крупнейший турецкий идеолог и теоретик пантюркизма после Зия Гёкальпа. Главным мотивом его жизни был поиск истинной парадигмы тюркизма, где Идеи Зии Гёкальпа, не вступая в противоречие с заветами Мустафы Кемаля Ататюрка, переродившись и став фактически идеями именно Нихаля Атсыза стали идеологией нового единства тюркских народов от Македонии до Камчатки.
Родился в 1905 году в Стамбуле. Отец - флотский офицер (что-то вроде капитана-лейтенанта в современном флоте), мать - дочь флотского офицера (что-то вроде кавторанга).
Учился в военно-медицинском училище, где за его взгляды был исключен стараниями офицера арабского происхождения. После небольшого перерыва поступил на педагогический факультет Стамбульского Университета. Окончив поступил в аспирантуру того же ВУЗа.
В 1932 году начал выпускать журнал "Türkçü ve Köycü", среди авторов которого был и Заки Валиди. Это было одно из первых изданий в республиканской Турции, где пропагандировался тюркизм. В том же году организовал акцию протеста против гонений со стороны местной профессуры, объектом которых был Заки Валиди. В 1933 году был исключен из аспирантуры по политическим мотивам.
После исключения был отправлен в качестве учителя литературы в различные города Турции, где продолжал свою издательскую деятельность, издавая журнал "Орхун". В одном из номеров допустил критику в адрес учебников истории, за что ему было запрещено издавать журнал решением Совета Министров.
Вернувшись в Стамбул проработал несколько лет в различных лицеях. В частности Босфорском, работая в котором возобновил выпуск журнала "Орхун". В марте 1944 года он опубликовал на страницах "Орхуна" открытое письмо тогдашнему премьер-министру Турции, в котором обвинял министерство образования в том,что оно потворствует левацким, коммунистически настроенным кругам, во главе которых стоял писатель Сабахаттин Али. Тем самым тюркисты как бы объявили идейную войну левым силам Турции.
Такую же идейную войну левым Н.Атсыз объявил позднее, в 1967 году. Тогда это были статьи, обвинявшие турецких левых в том, что они разжигают идеи сепаратизма на юго-востоке Турции с целью создания там коммунистического правления.
Вся эта идейная борьба националистов с коммунистами привела к тому, что против тех и других государство возбудило судебные дела, вследствие чего Нихаль Атсыз несколько раз находился в заключении.
С 1952 по 1969 год Нихаль Атсыз работал сотрудником библиотеки соборной мечети Сулеймания в Стамбуле. На этот период жизни приходится создание наиболее важных его произведений в области литературы, истории и тюркизма. Умер Нихаль Атсыз от инфаркта в 1975 году в Стамбуле. Нихаль Атсыз был разносторонне талантливым человеком. Он был крупным романистом, поэтом, публицистом, преподавателем, мыслителем, идеологом и пропагандистом тюркизма. Вся его деятельность в качестве преподавателя, писателя и поэта служила основной его задаче - утверждению идей тюркизма в обществе. Об этом говорят даже названия его наиболее популярных и известных романов: "Смерть серых волков" (1946), "Серые волки оживают" (1949), "Сумасшедший волк" (1958).
Нихаль Атсыз оставил после себя 6 крупных романов, 38 стихотворений, 30 научных трудов в области тюркской истории и литературы, 40 статей в Турецкой энциклопедии и около 450 статей в различных журналах.
Отдел информации ИАП Azglobus.net