Главной проблемой для Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в ближайшие годы станет Афганистан.
После того, как в 2014 году эту страну покинут силы международной коалиции, она может превратиться в источник исламского экстремизма для всей Средней Азии. Меры противодействия этим угрозам два дня обсуждали в Бишкеке – сначала главы оборонных и внешнеполитических ведомств Организации, затем лидеры стран на неформальном саммите ОДКБ.
ОДКБ — военно-политический союз, который сейчас объединяет Россию, Белоруссию, Таджикистан, Казахстан, Киргизию и Армению. Плюс статус наблюдателя с марта 2013 года имеют Афганистан и Сербия. Основание для такого союза – не только общее прошлое (члены Организации - республики бывшего СССР) и географическая близость, - но и осознание общих угроз и вызовов.
«Наша организация играет заметную роль в обеспечении стабильности в зоне своей ответственности. На это нацелена деятельность ее политических и военных структур, прежде всего Коллективных сил оперативного реагирования и миротворческих сил», - напомнил президент России Владимир Путин.
На своей встрече главы военных ведомств подписали 10 документов, которые в той или иной мере касаются развития Организации (например, приняли Перечень образцов вооружения и военной техники сил и средств системы коллективной безопасности Организации; утвердили Сборник форм основных документов по организации совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки в ВС государств-членов ОДКБ). Документы носят технический характер, но, тем не менее, они работают на укрепление структуры Организации.
Обеспечение коллективной безопасности невозможно без синхронных действий всех членов ОДКБ. Здесь пока не все гладко. 8 мая Путин подписал закон о ратификации Соглашения о пребывании 201-й российской военной базы на территории Таджикистана (заключено сроком на 49 лет, начиная с 1993 года до 2042 года, с возможностью продления срока на последующие 5-летние периоды). Однако в Таджикистане этот документ пока не ратифицирован.
Отдельно государствам-членам Организации стоит учитывать позицию Узбекистана, который приостановил членство в ОДКБ. С одной стороны, Ташкент пытается делать ставку на НАТО – 3 июня здесь откроется региональный офис Северо-Атлантического альянса (он нужен, чтобы координировать действия всех заинтересованных сторон в поэтапном выводе войск из Афганистана). C другой стороны, стоит напомнить, что в апреле этого года во время визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву среди подписанных документов был, к примеру, меморандум о военно-техническом сотрудничестве с Россией.
Своеобразным «белым пятном» на карте региональной безопасности остается Туркмения. Пока эта страна не проявляет интереса ни к ОДКБ, ни к НАТО. Однако, если ситуация в регионе будет обострятся, то Ашхабаду придется сделать свой выбор.
Афганистан после сил международной коалиции
Будущее Афганистана - это главная тема «большого» (лидеров государств) и «малого» саммитов (министров-силовиков). Что будет после 2014 года? Насколько активизируют свою деятельность экстремистские организаций? В какой степени эта активность коснется, как выражаются эксперты, «южного подбрюшья России»?
Своеобразным тестом на прочность Афганистана станут президентские выборы, которые должны пройти в 2014 году (ориентировочно 5 апреля). Собственно, эти выборы и должны продемонстрировать устойчивой афганской политической системы и ее жизнеспособность перед выводом из страны войск международной коалиции.
Пока что эксперты «прописывают» будущему Афганистану «иракский сценарий»: да, после 2014 года иностранные войска выводятся, но власть в достаточной мере опирается на национальные вооруженные силы. Кроме того, в стране остаются военные советники, обеспечением безопасности активно занимаются международные частные охранные структуры (такие как Blackwater; правда, так и не ясно, из каких источников они финансируются). В Брюсселе и Вашингтоне считают, что постепенно страна будет входить в режим «нормальной жизни». Но нет никаких гарантий, что этот сценарий будет работать.
Свой прогноз дал генсек ОДКБ Николай Бордюжа: «Произойдет проникновение радикальных исламистских идей в сопредельные с Афганистаном государства, а также распространение на территории Афганистана лагерей подготовки боевиков-террористов из граждан стран, входящих в организацию».
«Боевикам не удастся прорваться из Афганистана в другие страны Центральной Азии, - уверен президент Таджикистана Эмомали Рахмон, - но ОДКБ все равно нужно усиливать границы на южных рубежах».
Сейчас, несмотря на серьезные противоречия с НАТО, Россия всячески содействует силам международной коалиции. Здесь и обеспечение транзита через свою территорию, и контракт с США на поставку военно-транспортных вертолетов Ми-17В5 для афганской армии, и сотрудничество по линии Госнаркоконтроля (по данным ООН, 90 процентов героина производятся как раз в Афганистане).
Не случайно президент России упомянул о необходимости подкреплять военно-техническое сотрудничество «последовательной работой по углублению внешнеполитической координации». Очевидно, чтобы выработать механизм гарантий безопасности в среднеазиатском регионе, ОДКБ придется выйти на новый уровень отношений с соседями. Прежде всего, с такими серьезными игроками как Китай и Индия.
В любом случае, у стран-участниц есть понимание того, что выполнять «охранительную» функцию в регионе способны лишь силы ОДКБ.
Остается надеется, что дело ограничится только «охранительной» функцией.
Отдел информации ИАП Azglobus.net