Предвыборная кампания в Иране проходит на фоне апатии избирателей.
Президентские выборы назначены на 14 июня, однако многие иранцы еще не определились, за кого голосовать – и будут ли они голосовать вообще.Из 680 кандидатов, зарегистрированных на выборах в нынешнем году, Совет стражей утвердил восемь. Пятеро – консерваторы, близкие к Верховному лидеру аятолле Али Хаменеи. Ни одного из кандидатов нельзя назвать реформистом.
В 2009 году на выборах проголосовало более 80% избирателей. Но волна энтузиазма быстро погасла, когда Махмуд Ахмадинежад снова был избран президентом.Оптимизма с тех пор стало меньше, снизился уровень жизни. Стоимость иранской валюты упала, инфляция поднялась на самый высокий уровень за 18 лет, и все труднее становится найти работу. Но есть ли надежда на будущее?Несколько иранцев поделились с нами своими мнениями о предстоящих президентских выборах и попробовали объяснить, как им живется в Иране.
Никта
Женщина
Возраст: 40 лет
Родом из провинции Хамадан
Профессия: врач
Семейное положение: замужем, один сын
Не собирается голосовать
-Лично я чувствую себя беспомощной. Я собиралась голосовать за [бывшего президента Акбара] Хашеми Рафсанджани, но его отстранили от участия в выборах. Он был бы сильным и уверенным политиком и смог бы бросить вызов верховному лидеру.Поэтому я не буду голосовать. В недавней речи Хаменеи объявил, что каждый голос – это голос в пользу Исламской Республики. Я не хочу, чтобы этот режим был узаконен. Оппозиционные группы тоже большей частью пришли к соглашению бойкотировать эти незаконные выборы.Мы с мужем должны упорно трудиться, чтобы свести концы с концами. Жить стало тяжело. Страшно воспитывать ребенка в такой ситуации.Мы живем сейчас под беспрецедентным экономическим прессом, который вместе с безработицей делает людей злыми и раздражительными.Снизились и моральные стандарты. Наркомания стала очень актуальной проблемой, требующей решения. Государственной статистике нельзя доверять.В 2009 году иранцы шли на выборы с энтузиазмом. Сейчас нет интереса к выборам. Оптимизма не осталось.
Захра
Женщина
Возраст: 20 лет
Родом из провинции Шираз, живет в Тегеране
Студентка, изучает бухгалтерское дело
Семейное положение: замужем, один сын
Собирается голосовать за мэра Тегерана Мохаммада Багера Калибафа
- Я очень жду этих выборов, отчасти потому, что буду голосовать впервые в жизни. Я хочу поддержать наше руководство, которое противостоит сейчас Западу, хотя и не согласна со многим, что происходило у нас в стране в прошлом. Я буду голосовать за [Мохаммада Багера] Калибафа, потому что у него хорошие планы и идеи. Слушая его речи, я понимаю, что его идеи подкрепляются экономическими принципами, основанными на эффективности и использовании сильных сторон экономики. Люди моего возраста и образованные представители рабочего класса выступают за Калибафа, потому что его программа лучше, чем у других кандидатов. Жизнь в Иране проходит очень шумно. Здесь очень напряженно, то и дело на улицах вспыхивают драки и конфликты, так как из-за нестабильности люди теряют терпение. Цены растут день ото дня, и многие не знают, что смогут купить на обед для себя и своих семей. Следующий президент должен будет привести экономику в порядок. Я ищу работу, но возможности для людей моего возраста ограничены. Несколько членов моей семьи живут в Дубае, и я время от времени получаю от них помощь в иностранной валюте.
Афшин
Мужчина
Возраст: под 60
Профессия: писатель
Семейное положение: не женат
Не будет голосовать
- Я не буду голосовать на этих фальсифицированных выборах. К сожалению, Иран ждет тяжелое будущее. После революции прошло почти 34 года, а у нас установилась худшая диктатура в истории страны. Следующий президент ничего не сможет сделать, потому что должен подчиняться приказам Хаменеи. Жить в Иране тяжело. Гиперинфляция, безработица, страх, коррупция и рост преступности – вот лишь некоторые из проблем страны. Еще одна проблема – депрессия. Один из моих молодых друзей сказал, что по вечерам он засыпает, надеясь, что утром не проснется. Мои младшие братья ложатся спать на голодный желудок. Я не могу голосовать ни за кого в условиях исламской диктатуры.
Лейла
Женщина
Возраст: 32 года
Место жительства: Тегеран
Работает консультантом
Голосует за Хасана Рухани
- В идеале, я хочу голосовать за светского кандидата с убедительной экономической программой. Но таких кандидатов нет. В Иране вы всегда выбираете между плохими и очень плохими кандидатами, а не хорошими и очень хорошими. Голосовать за кого-нибудь лучше, чем не голосовать вообще, поэтому я отдам свой голос за Хасана Рухани. Его недавнее интервью государственному телевидению было умным и откровенным. Он также связан с реформистами и экономическими технократами Ирана, хотя сам и является священнослужителем.
Разрыв между богатыми и бедными в Иране растет. Средний класс постепенно исчезает. Некоторые люди могут позволить себе лишь еду и лекарства.Я беспокоюсь о милитаризации Ирана и спаде экономики. Ведь это может превратить Ближний Восток в поле битвы между шиитами и суннитами. Больше всего я боюсь, что никого не беспокоят интересы иранского народа.
К сожалению, эти выборы были лишены смысла, даже не начавшись. Пресса несвободна, чтобы возражать, критиковать или заниматься расследованиями. Гражданское общество не может оспаривать назначение кандидатов. Если говорить цинично, то Иран является "демократией в наручниках".
Рамин
Мужчина
Проживает в Австралии
Возраст: 30 с небольшим
Род занятий: ученый
Семейное положение: женат
Голосовать не собирается
-Для меня в Иране нет ничего. Я не вернусь туда, чтобы голосовать. К счастью, я получил хорошее образование, что позволило мне уехать из Ирана, чтобы жить и работать в Австралии. Реально результаты выборов окажут воздействие на те 70 миллионов человек, у которых нет иного выбора, кроме как остаться в Иране. В 2009 году было много безработных среди молодежи, в том числе молодые люди с высшим образованием. Молодежь скучает. Никого их моих друзей и родственников в Иране не интересуют выборы. Никому не интересна политика, люди просто хотят забыть о ней и жить своей жизнью. Мои кузены застряли в Тегеране. Они либо безработные, либо работают в магазинах своих родителей, хотя большинство из них получило высшее образование. Санкции серьезно ударили по простым людям. Мои родители хотели продать свой дом в Тегеране и перевести деньги в Австралию, но в результате санкций их сбережения уменьшились на 90% всего за один год. Честно говоря, я считаю, что иранское и западные правительства в равной степени ответственны за плачевное состояние иранского народа.
По материалам ВВС
Отдел информации ИАП Azglobus.net