Властям не удается стабилизировать обстановку в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В среду во время стычек с полицией погибли 27 человек.
Пекин называет участников выступлений исламскими экстремистами. Но, по мнению некоторых экспертов, коренные жители возмущены засильем китайских переселенцев в крае и вмешательством правительства в сферу религии.
Как видно из сообщений агентства Синьхуа, беспорядки в уезде Турбан, к востоку от Урумчи, столицы Синьцзяна, начались с того, что толпа, вооруженная ножами, напала на полицейские участки и здания правительства. Мятежники поджигали полицейские машины. В результате погибли девять сотрудников службы безопасности и восемь гражданских лиц. Полиция открыла огонь. 10 бунтовщиков были убиты, несколько арестованы. Официальные СМИ не передают сведений об этнической принадлежности участников беспорядков и о том, почему они вспыхнули. Но известно, что в Синьцзяне отношения между коренным населением, то есть прежде всего уйгурами и ханьцами (китайцами), давно напряжены.
Уйгуры – тюркоязычный народ, исповедующий ислам. На них приходится примерно 45% населения в автономном районе; 40% населения – это ханьцы. В конце 40-х годов прошлого века, во время гражданской войны в Китае, в Синьцзяне было провозглашено государство Восточный Туркестан. После того как коммунисты в 1949 году одержали победу в этой войне, они разгромили сепаратистов. С тех пор туда началось массированное переселение китайцев.
При Мао Цзэдуне, особенно в период «культурной революции», права коренных жителей и их религиозные обычаи бесцеремонно подавлялись. Сегодня Пекин придерживается гибкой политики в национальном вопросе, выделяет большие средства на социально-экономическое развитие региона. Тем не менее отчуждение, даже враждебность между двумя этническими общинами сохраняется. В 2009 году в Урумчи в ходе столкновений погибли почти 200 человек, в основном китайцы. В апреле этого года бунт вспыхнул в старинном центре ремесел и торговли Кашгаре. Был убит 21 человек.
По поводу событий в Кашгаре правительство заявило, что их спровоцировали террористы. Пекин также утверждает, что подполье связано с «Аль-Каидой». Однако служба BBC, ссылаясь на местных жителей, сообщила, что причиной резни стал конфликт на религиозной почве. Чиновники требовали, чтобы члены большой семьи сбрили бороды, а женщины не носили паранджу.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер сказал: «Мне довелось работать в 50-х годах в Синьцзяне. Тогда власти развернули там кампанию против буржуазных националистов, уйгурской интеллигенции. Так что эта рана кровоточит давно. Внешний фактор тоже сказывается. Уйгуры ведь живут и в Афганистане. И те, кто подвергся влиянию экстремистской идеологии, могли стать приверженцами «Аль-Каиды». Тем более что она рассылает свои послания через Интернет. Их не остановишь».
Ислам официально признан как одна из религий Китая. Но государство старается жестко контролировать мусульманских проповедников. Действует регламент. Он устанавливает, кто может посещать мечеть, как должно вестись религиозное обучение. Это еще одна причина для конфликтов.
Что касается соседних с Синьцзяном государств Центральной Азии, то Китай наращивает там свое экономическое присутствие. Строятся предприятия, на которые присылают рабочих из Китая. Это вызывает порой недовольство в бывших союзных республиках. Никому не нравится, когда «чужаки» занимают рабочие места. В Пекине знают, что такое настроение у соседей существует. И потому заблаговременно готовят кадры соответствующей этнической принадлежности для работы в будущем в странах Центральной Азии, заключил эксперт.
Отдел информации ИАП Azglobus.net