События последних дней на Украине можно без преувеличения назвать революционной ситуацией.
Замдиректора киевского аналитического Центра Разумкова, заместитель министра иностранных дел Украины в 2009-2010 годах Валерий Чалый в интервью Русской службе Би-би-си выразил мнение, что СМИ несколько преувеличивают значение попытки штурма президентской администрации на Банковой улице. По его оценке, следует говорить не о восстании или перевороте, а о действиях нескольких сотен человек, от которых сами оппозиционные лидеры отмежевались.
Однако, если Нажать десятки тысяч людей вопреки запрету собираются на Крещатике и площади Независимости под лозунгами отставки президента и правительства, это серьезно.
Несколько дней официальная Москва хранила молчание, хотя в период дискуссии об ассоциации Украины с ЕС она Нажать выражала свое мнение недвусмысленно. Однако вечером в понедельник Владимир Путин наконец высказался.
"События на Украине напоминают больше не революцию, а погром", - Нажать заявил он на совместной пресс-конференции с президентом Армении Сержем Саргсяном по итогам его визита в Ереван.
Советы постороннего
Не вполне ясно, в чем разница между революцией и погромом. Любая революция есть беззаконие с точки зрения действующей власти. Революционеры руководствуются не законом, а собственным пониманием исторической целесообразности, и отдают свои действия на суд потомков. Если власть меняется путем легитимных процедур, это называется иначе.
По оценке Валерия Чалого, происходящее на Украине не является ни революцией, ни погромом.
"Народ имеет конституционное право на мирные протесты, - заявил он. - А то, что Владимир Путин назвал погромом, то есть события на Банковой улице 1 декабря - это изолированный эпизод, организованный провокаторами, работающими по контрактам для организации телекартинок".
"Владимир Путин не в первый раз комментирует события на Украине, основываясь на недостоверной информации, - добавил эксперт. – Например, некоторое время назад он утверждал, что на Украине живут 17 миллионов русских, тогда как на самом деле в стране живет 17% русских от 46-миллионного населения".
Российский президент также высказал мнение, что "это мало связано со взаимоотношениями Украины с Евросоюзом, это все подготовка к президентским выборам".
"Нет смысла даже комментировать", - говорит Валерий Чалый.
До выборов на Украине - больше года. Толчком для массовых выступлений и поводом для постановки вопроса о недоверии президенту и правительству стал именно отказ руководства Украины от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Судя по лозунгам на Майдане и высказываниям оппозиционеров, их только это в данный момент и занимает.
Обращает на себя внимание то, что Владимир Путин не сделал официального заявления, а высказал свои замечания в ходе визита в третью страну, как бы между делом и в форме "советов постороннего".
Во время "первого Майдана" в 2004 году Москва также воздерживалась от выступлений, которые можно было бы расценить как прямое вмешательство во внутренние дела соседней страны. По поводу ассоциации с ЕС Владимир Путин и Дмитрий Медведев подчеркивали, что уважают право выбора украинцев и лишь предупреждают об экономических последствиях.
Сопредседатель московского Совета по национальной стратегии член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин считает такую позицию единственно правильной и возможной при нынешних обстоятельствах.
"Когда Россия призывала обсуждать проблемы соглашения Украины с ЕС, были затронуты прямые интересы двусторонних экономических отношений. Современная политическая ситуация является внутренним делом суверенной Украины. Граждане России, которых волнует происходящее, могут высказываться, но не дело государства реагировать на сугубо внутриполитические процессы на Украине, пока они не затрагивают общепризнанных норм международного права", - заявил эксперт Русской службе Би-би-си.
Действительно, прямое давление в подобных случаях чаще всего приносит эффект, обратный желаемому.
Оно еще работает в спокойные, будничные времена, когда не спеша взвешиваются все "за" и "против", важную роль играют экономические резоны и внутриэлитные расклады, борьба ведется с помощью политтехнологий.
А если дошло чуть ли не до баррикад, то что, собственно, может предпринять Владимир Путин? Войска не введет, людей на Майдане не переубедит.
Бессилие "забугорья"
Владимир Путин добавил, что "заготовки", по его мнению, "подготовлены извне".
Представление о "зловредном забугорье", очевидно, прочно отпечатано в сознании российского президента. Данная тема возникает всякий раз, когда где-либо происходит нечто такое, что ему не нравится.
Между тем, аналитики уверены, что возможность извне манипулировать политическими процессами в любой стране довольно ограничена.
"За всю историю отношений России с постсоветскими государствами не было случая, чтобы Кремль указал пальцем и где-то кого-то выбрали", - напоминает руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко.
"Внешнее влияние возможно, только если существует внутренний запрос", - указывает Валерий Чалый.
Вероятно, Владимир Путин просто захотел и сказал то, что думает. Но те, кто выходит на Майдан или Болотную площадь, отличаются повышенным чувством собственного достоинства. Предположение, будто они пешки в чьих-то руках, способно вызвать у них лишь крайнее раздражение.
"В нынешней ситуации действуют аффективные решения, а не рациональные размышления. Нажать Украинские студенты, стремление которых к свободе и демократии нельзя не приветствовать, весьма вероятно, выступают за собственную безработицу", - заметил Иосиф Дискин.
Негативных моментов евроинтеграции украинский народ на себе не ощутит, она останется светлой мечтой, а украденной мечты люди не прощают.
"В относительно недалеком будущем избранный участниками нынешних "майданов" новый президент, кто бы им ни стал, предъявит России счет за противодействие курсу на евроинтеграцию", - пишет российский независимый политобозреватель Константин Эггерт.
"Россия по-разному воспринимается в разных регионах Украины, но в столице ее имидж сейчас и без того подвергается коррозии, вернее, не России, а Кремля. Самое правильное не вмешиваться в данные дни", - считает Валерий Чалый.
Ненадежный партнер
По мнению экспертов, Кремлю следовало бы проявить сдержанность еще по одной причине.
Виктор Янукович для него, конечно, более удобный партнер, чем украинская оппозиция, хотя бы потому, что, отказавшись от подписания соглашения с ЕС, он сузил себе поле для маневра и стал более уязвим для Нажать экономического воздействия. Но он не настолько пророссийский политик, чтобы ради него складывать все яйца в одну корзину.
"Пророссийским политиком Виктора Федоровича считать нельзя. Он весь последний период демонстрировал, что пытается лавировать между различными силами, выторговывая преференции у каждой из них", - говорит Иосиф Дискин.
"Российские налогоплательщики сейчас могут оплатить действующий украинский режим, не добившись результатов в плане интеграции Украины в евразийские интеграционные структуры, - напоминает Валерий Чалый. - Насколько руководство Украины оказалось непредсказуемо на европейском направлении, точно так это может быть в договоренностях с Россией".
"Позиция сегодняшнего руководства Украины, в том числе президента, понятна: не присоединяться ни к Европейскому союзу, ни к России через интеграционные механизмы, контролировать ситуацию самим и получать личные результаты от контроля над бюджетом, над тендерами, и вообще над страной", - считает эксперт.
По материалам: Русская служба Би-би-си, Артем Кречетников