США не покинут Центральную Азию после завершения военной миссии в Афганистане. Об этом "Озодагон" заявил Ричард Хоугленд, помощник министра иностранных дел США по Южной и Центральной Азии, бывший посол США в Таджикистане в 2003-2006.
- Господин посол, можете рассказать о целях и результатах своей поездки?
- Спасибо. В течение дипломатического тура, я был в Турции, сегодня (25 февраля) завершил свою работу в Душанбе и теперь направляюсь в Ташкент. В Душанбе я встретился с господином президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, министром иностранных дел Асловым, а также министром финансов – Кудратовым.
- Что было темой обсуждения на встрече с представителями правительства Таджикистана?
- При встрече с президентом страны, мы говорили о региональных вопросах. Но одним из важных вопросов, которые мы обсудили, был проект CASA-1000, который включает Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и Пакистан. Могу сказать, что осуществление проекта почти готово, осталось лишь завершить работу над некоторыми нюансами, основным из которых является вопрос ценообразования при продаже электроэнергии в рамках данного проекта.
Для реализации этого проекта, есть два варианта развития событий: получить большую выгоду за короткий период, или же получить небольшие доходы, но с долгосрочной перспективой. На мой взгляд, компромисс должен привести именно к второму варианту.
- Насколько нам известно, отношения с Афганистаном были темой вашего с президентом разговора не только по проекту CASA-1000. Ситуация в регионе после вывода войск НАТО, в частности США из Афганистана, также обсуждалась на вашей встрече. Что будет после 2014 года? Возможна ли повторная активизация Талибан?
- Действительно, кампания международных миротворческих сил НАТО и США к концу 2014 года завершится. На данный момент мы ведем переговоры с правительством Афганистана с тем, чтобы определиться, каким будет наше дальнейшее сотрудничество.
Президент и правительство США еще не пришло к единому мнению о дальнейших действиях, но хотел бы заметить, что мир и стабильность в Афганистане важна не только для нас и Афганистана, но и для других стран региона и сил, таких как Россия, Китай, Индия, Пакистан и других. Я уверен, что даже если в начале года мы не достигнем договоренности с Афганистаном, то в течение года все соответствующие соглашения будут достигнуты, так как стабильность в регионе очень важны и США не исчезнет из страны.
Забегая вперед, скажу, что есть такое мнение, что после завершения военной миссии в Афганистане, США покинут Центральную Азию. Это абсолютная неправда. У нас есть планы на 3-5 лет и более по взаимному сотрудничеству с центральноазиатскими странами и их соседями с целью обеспечения мира и стабильности.
- Как вы можете комментировать обострений отношений Душанбе и Бишкека в свете последних событий на границе, а также перспективы отношений Таджикистана с Узбекистаном?
- Как говорится, соседей выбирать невозможно. Есть соседи, с которыми легко удается налаживать контакты, с другими возникают затруднения. Но важно, чтобы две стороны находили выход из ситуации и, на примере приграничных споров Душанбе и Бишкека, совместными усилиями пришли к консенсусу.
Сейчас у меня нет полномочий публично комментировать отношения Таджикистана с соседями. Мы, конечно, хотим, что отношения между странами центральноазиатского региона были наилучшими, что хорошо для самого региона. Поэтому мы продолжим содействовать решению возникающих проблем дипломатическими путями и приветствуем позитивные решения стран.
- По отношению к периоду 2003-2006гг, когда вы были послом США в Душанбе, какие изменения наблюдаете в сфере прав и свобод человека в Таджикистане?
- Развитие государственности такой молодой страны, как Таджикистан, требует времени. Ожидается, что развитие должно быть только вверх, но в действительности есть взлеты и падения, и наш график по каким-то причинам может пойти вниз или вверх. Но самое главное – чтобы общий тренд развития был позитивным. Это правило, которое действует не только касательно Таджикистана, но и всех стран мира.
- За последнее время произошли разные события, начиная от блокировки сайтов "Озодагон" и Озоди и гибели Умеджона Тоджиева, задержанного члена ПИВТ, которые ставят под вопрос что страна движется в направлении свободы и демократии. Что можете сказать о свободах человека в Таджикистане, в том числе религиозных?
- Всегда есть куда расти. Не только в Таджикистане, но и в США. Касательно блокировки сайта радио «Озоди», вчера посольство США в Таджикистане сделало заявление, которое является официальной позицией США по данному вопросу. Мы думаем, что ограничение или блокировка сайтов – это ограничение доступа человека к информации.
Касательно религиозных свобод хочу заметить, что за последние три месяца мы ведем тесную работу с правительством Таджикистана, чтобы открыть больше возможностей для религиозных свобод. Тут есть такой момент: каждая страна хочет и старается защитить себя от религиозного экстремизма. Но это необходимо отделить от религиозных свобод и у каждого человека должна быть возможность выбора религии и вероисповедания.
Вопросы прав и свобод человека – не новая тема, и мы уже 20 лет говорим об этом. Мы продолжим работу в этом направлении, так как это является составляющей частью политики США и то, что мы всегда поддерживали и будем поддерживать. У нас дружественные и партнерские отношения с Таджикистаном и не думаю, что такие отношения изменятся. Бывают взлеты и падения, но главное – чтобы общий тренд был позитивным.
Источник: catoday.org