Хуан Антонио Герреро Альвес, недавно сменивший кардинала Пелла на посту префекта Секретариата по экономике, рассказал в интервью Vatican News о реальной финансово-экономической ситуации Ватикана в период пандемии.
Эта ситуация обсуждалась во время проходившей на прошлой неделе встрече между главами ватиканских ведомств.
«Весь мир переживает кризис, охарактеризованный двумя факторами: беспрецедентностью и неопределенностью во времени. Мы переживаем уникальное время, - отметил отец Герреро Альвес, - Мы должны найти способы, чтобы обеспечить нашу миссию, но должны также пронять, что существенно, а что второстепенно». Поясняя эту мысль, глава ватиканского ведомства подчеркнул, что Святейший Престол нельзя сравнивать с предприятием, и его цель – не получение прибыли. Каждый департамент и каждое учреждение в Ватикане осуществляет служение, а любое служение требует расходов. «Наша задача – максимальная сдержанность и предельная ясность», – пояснил префект.
Когда Ватикан планирует бюджет, речь идет о бюджете миссии. И здесь, отмечает Герреро, мы имеем дело со сравнительно небольшими суммами, вопреки бытующим мнениям. Цифры сравнимы с бюджетом среднестатистического американского университета. В любом случае, в период между 2016 и 2020 годами доходы и расходы практически не менялись: доходы составили около 270 миллионов евро, а расходы – около 320 миллионов. Доходы – это результат вложений и пожертвований, арендной платы и – в меньшей степени – деятельности различных учреждений. В значительной мере эта часть дохода определяется деятельностью Губернаторства Града Ватикан, к которому относятся Ватиканские музеи. В настоящее время они закрыты, и полное возобновление работы не будет быстрым.
Что касается расходов, то Герреро приводит следующие цифры: 45 процентов уходит на зарплату сотрудникам (причем в Ватикане зарплаты не так высоки, как многие себе представляют), столько же – на текущие расходы и 7,5 процентов – на благотворительность. Дефицит бюджета в последние годы составлял от 60 до 70 миллионов. На основе этих данных можно было бы предположить, что причина дефицита – в недостатках управления или в бюрократии, однако это не так: «За этими цифрами стоит миссия Святейшего Престола и Святейшего Отца, вся жизнь Церкви, ее служение. Несправедливо говорить, будто дефицит покрывается Лептой святого Петра, как бы заполняя некую дыру. Лепта – это также и пожертвование со стороны верных: она финансирует миссию Святейшего Престола, включая благотворительность Папы, и она не покрывает всех нужд».
Говоря о «бюджете миссии», префект Герреро Альвес пояснил это на примере коммуникации: о словах и деятельности Папы Ватикан информирует на 36 языках, в том числе посредством радио, телевидения, интернета, газеты, что включает деятельность типографии, издательства, Зала печати и так далее. Система коммуникации Св. Престола не имеет аналогов в мире и, разумеется, требует значительных вложений. Она «поглощает» около 15 процентов бюджета, там работают более 500 человек. «Можно всегда оптимизировать расходы, но если провести сравнение, то я сомневаюсь, что мы найдем другую подобную организацию, которая производит так много при таком скромном бюджете».
Еще десять процентов – продолжил Герреро – идут на расходы апостольских нунциатур. Речь идет о «маленьких посольствах Евангелия, которые защищают дипломатические отношения и права бедных, продвигая дипломатию диалога, мира, заботы о земле как нашем общем доме».
Десять процентов расходов идут на Восточные Церкви, нередко преследуемые или находящиеся в диаспоре. Нуждающимся католическим общинам – через Конгрегацию евангелизации народов – предназначено еще 8,5 процента бюджета. Затем идут расходы на Конгрегации по прославлению святых и Конгрегацию вероучения и другие. Кроме того, определенных расходов требует сохранение наследия человечества в ватиканской библиотеке и в ватиканских архивах.
Помимо этих расходов, Ватикан платит налоги Итальянской Республике: они составляют 6 процентов дохода, то есть около 17 миллионов.
Все это – ситуация до начала пандемии. Сегодня же говорят о разных «сценариях» восстановления – более или менее оптимистичных. Поясняя эти прогнозы, монсеньор Герреро предположил, что доходы сократятся в лучшем случае на 25 процентов, в худшем – на 45. Сегодня еще невозможно сказать, что будет решающим фактором. Несомненно, уменьшатся доходы от аренды недвижимости, так как Святейший Престол принял решение сократить арендную плату для тех, кто находится в ситуации кризиса. Кроме того, было решено урезать все расходы. Результат принятых мер зависит не только от нас, от нашей способности экономить, но и от внешних факторов, от того, насколько уменьшатся поступления извне. В любом случае, если не будет каких-то экстраординарных поступлений, то дефицит, безусловно, увеличится. Однако неправильно говорить о «дефолте», как пишут некоторые СМИ. Хотя впереди нас ждут непростые годы, следует всегда держать перед глазами три приоритета - оплату труда работников, помощь нуждающимся и поддержку нуждающихся Церквей: «Никакое сокращение расходов не затронет тех, кто наиболее уязвим. Мы существуем не для того, чтобы спасать бюджет, и надеемся на щедрость верующих. Но мы должны показать благотворителям, что их деньги потрачены правильно. Во всем мире есть немало католиков, готовых сделать пожертвование в помощь Святейшему Отцу и Святейшему Престолу», - подчеркнул глава Секретариата по экономике.
Что касается конкретных мер по сокращению расходов в учреждениях Святейшего Престола, то вскоре будет разработан особый механизм, предусматривающий «сочетание централизации с субсидиарностью, автономии с контролем, профессионализм с призванием».
Отвечая на вопрос о репутации финансовых учреждений Ватикана после некоторых расследований об инвестициях, префект подчеркнул, что нужно «со смирением признать ошибки прошлого, чтобы их не повторять, и, если они есть, то и сегодняшние ошибки. Иногда случается, - как это произошло с нами, - что мы доверяемся людям, не заслуживающим доверия», - констатировал о. Герреро.
Источник: vaticannews.va