Самое читаемоеВидеоАрхив
Социальная сеть |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последователям ислама в России негде молиться — по крайней мере, так считают муфтии.
В стране с многомиллионным и продолжающем расти мусульманским населением, по их словам, не хватает мечетей: строят их очень медленно.
Зависимость от чиновника Как отмечают в российской общине мусульман, сложности с мечетями начинаются еще до их возведения. Часто процесс заканчивается на подготовительном этапе, потому что верующие не могут согласовать с властями нужный участок. Это приводит к конфликтам. Один уже несколько дней не утихает в Саратове. Городская дума запретила строить мечеть на историческом месте — в центре, как до революции. Сейчас там автостоянка. Поводом для такого решения стало недовольство местных жителей. "Они не против ислама в целом, но считают, что проведение культовых мероприятий вызовет неудобства", — сообщил на заседании гордумы депутат Дмитрий Сорокин. Верующий в Читинской соборной мечети во время прямой трансляции праздничной молитвы в режиме онлайн На месте парковки власти хотят создать "рекреационную зону" — парк с озеленением. А мусульманской общине предложили другой участок.Однако в Саратовском муфтияте заявили, что решение оказалось для них неожиданным. Хотя, по словам его представителей, переговоры о строительстве новой мечети и без того шли медленно. Это лишь один из случаев. Как отмечает глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты России муфтий Альбир Крганов, такие ситуации характерны для многих регионов страны. "В прошлом году в докладе о соблюдении прав российских мусульман мы предложили установить единые нормы выделения земли для религиозных организаций. Сейчас этот вопрос регулируют на региональном уровне — получается, что от настроения конкретного чиновника зависит судьба верующих, которые многие годы добиваются своего", — говорит он. И приводит пример: возглавляемая им структура никак не может построить мечеть в столичной Коммунарке. Причем речь не просто о молельном здании, а о социально-просветительском межрелигиозном центре. То есть, помимо мечети, возвести планируют православный и буддийский храмы, а также синагогу. "До сих пор ждем документы на земельный участок. Все-таки дело благое: центр создаем совместно с другими традиционными конфессиями. Прошло восемь лет, а власти не вынесли решения", — сетует муфтий. По его словам, это приводит к двум серьезным проблемам. Во-первых, из-за нехватки мечетей верующие совершают массовые намазы в частных домах, что запрещено законом. Во время праздничного намаза возле молельного дома мусульман на праздновании Курбан-байрама во Владивостоке Во-вторых, далеко не все самоорганизованные молельни — в поле зрения официальных муфтиятов. Традиционное исламское духовенство попросту не знает, чему там учат верующих. "Непонятно, что проповедует руководитель такой группы. Нас это сильно беспокоит", — подчеркивает Крганов. Духовные центры как частичное решение Подобная ситуация характерна для немусульманских регионов страны, поясняет религиовед Роман Лункин. И дело не только в нежелании чиновников вникать в нужды местных общин. "Еще одна причина — возмущение простых горожан, обусловленное стереотипами в отношении ислама. Местные власти порой именно этим объясняют задержки с одобрением того или иного участка. Хотя строительство новых зданий, причем не только культовых, почти всегда вызывает недовольство у местных жителей", — поясняет эксперт. Однако, отмечает он, выход есть. "В Москве, например, создали исламские духовные центры. Они не называются мечетями, хотя верующие там молятся. Это пример разумного разрешения проблемы. Без конструктивного сотрудничества с властями возмущение рядовых мусульман растет", — говорит он. Строить проще не в центре Впрочем, сложности связаны не только с постановлениями чиновников, исламофобскими настроениями или нежеланием жителей мириться с новыми зданиями для массовых мероприятий. Нехватка мечетей в стране обусловлена еще и внутренними причинами в мусульманской общине, отмечает исламовед Раис Сулейманов. "Нередко верующие хотят возвести молельню в центре города, а на обжитой исторической территории всегда очень сложно строить. Отсюда и недопонимание. Если бы мусульмане предлагали не такие населенные места, необязательно за чертой города, то мечети строились бы быстрее. Кроме того, на общественных слушаниях эти вопросы решались бы проще. Ведь зачастую власти не против, а местные жители — наоборот", — объясняет он. По его мнению, сложности отчасти связаны "с замкнутостью самих общин" и слишком ревностным соблюдением традиций. Например, еще десять лет назад некоторые верующие приносили в жертву баранов на Курбан-байрам прямо в московских дворах. Это вызывало бурю возмущения. Сейчас для обряда есть специально отведенные места за пределами города. И конфликтов не возникает. "То же и с коллективными намазами, — продолжает Сулейманов. — Можно совершать их в специально арендованных помещениях. Некоторые духовные управления в Москве снимают большую закрытую площадку в Сокольниках, мусульмане в состоянии это делать. Толпы молящихся на улицах смущают горожан, особенно в столице и в Санкт-Петербурге". С кем вести диалог Кроме того, подчеркивает он, сейчас у российских мусульман нет единой структуры. Власти попросту не знают, с какой организацией вести диалог. "Может, для чиновников нет принципиальной разницы, с кем из муфтиятов общаться, но беда в том, что мусульмане не договорились между собой. Яркий пример — возведение главной мечети Вооруженных сил России. Предлагали разные варианты, где именно ее строить, но к общему мнению не пришли. В итоге вопрос завис", — рассказывает религиовед. Сейчас в России действуют три организации общефедерального значения и свыше 80 местных муфтиятов. Причем дробление продолжается. Это, по словам Сулейманова, тормозит решение проблемы с мечетями в стране. Источник: ria.ru
Новости по теме:
|