Начало месяца Рамазан – это милость, середина – прощение грехов, а конец – освобождение от огня Ада.
Хвала Аллаху, Который и в этом году позволил нам обрести блага священного месяца! Возрадуется тот, кто проявит почтение к этому благодатному месяцу, и будет сожалеть тот, кто проявит к нему неуважение. Проявлять почтение к месяцу Рамазан – значит радоваться его приближению и печалиться из-за окончания. Проявлением уважения к этому месяцу будет и покаяние в грехах, отдаление от них и проведение времени в благочестивом поклонении Аллаху.
Дорогие братья, как же мы можем не радоваться наступлению месяца Рамазан в то время, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы знали рабы Божьи, что они обретают в месяце Рамазан, то люди моей уммы стали бы мечтать о том, чтобы этот месяц продлился весь год» (Абу Шайх).
В высокочтимом Коране также говорится (смысл): «Соблюдение поста – это лучшее для вас» (Сура 2, аят 184).
О тех, кто проявляет неуважение к этому высокочтимому месяцу, в хадисе говорится: «Архангел Джабраил сказал мне: “О Мухаммад, да отдалится от благ и счастья тот, чьи грехи не прощены после наступления месяца Рамазан!” И я ответил: “Амин”».
В другом хадисе говорится: «У Господа вашего есть подарки, кои дарит Он вам в дни жизни вашей: старайтесь их обретать!» (Хаким, Табарани).
Месяц Рамазан – это период, когда Всевышний одаривает рабов Своих самыми ценными подарками, и обрести их можно, покаявшись в грехах и отдаляясь от них, а также совершая благие дела. В хадисе, приводимом Тирмизи, Нисаи и Хакимом с достоверным иснадом, говорится: «В первую ночь Рамазана от имени Аллаха возвещают: «О стремящийся к благому, приступай к совершению благого (то есть увеличивай свои благие деяния)! О творящий дурное, прекрати творить дурное!»
Имам Газали (да будет доволен им Аллах!) пишет: «Если Аллах любит раба Своего, то Он наставляет его на совершение добрых деяний в священные дни, чтобы увеличить ему вознаграждение. Если же Аллах не любит раба, то Он наставляет его на совершение грехов, чтобы жестче наказать его за грехи. Любовь или нелюбовь Аллаха к рабу Своему зависит от того, что творил раб ранее».
В хадисе, приводимом Байхаки и Ибну Хаббаном с достоверным иснадом, говорится: «Кто бы ни совершил доброе деяние, являющееся желательным (сунна) в месяце Рамазан, тот получит вознаграждение как за исполнение обязательного (фарз), и кто бы ни совершил в этом месяце одно обязательное (фарз) деяние, тому оно запишется как совершение семидесяти обязательных деяний».
Из этого хадиса также понятно, что тому, кто совершил неодобряемое (карахат) деяние, оно записывается как совершение запретного (харам), а тому, кто совершил одно запретное (харам) деяние, его записывают как совершение семидесяти запретных деяний. Поэтому, дорогие братья, постарайтесь отдалиться от грехов, покаяться в них и провести этот высокочтимый месяц, совершая добрые дела!
Какая же мудрость заключена в том, что Всевышний возложил на рабов Своих обязанность соблюдать пост в месяце Рамазан?
Прежде всего, каждый мусульманин должен знать, что Создатель наш – Аллах, во власти Которого находится все, – волен возложить на нас все, что пожелает, и запретить нам, что пожелает. Поскольку мы рабы Его, которых Он создал и наделяет всем необходимым, мы не имеем никакого права спрашивать у Него, почему Он возложил на нас одно и запретил другое. Безоговорочное подчинение Ему, убежденность во всем вышесказанном, – это самая высокая ступень поклонения Аллаху. Но поскольку Аллах Милостивый и Милосердный, Он не запретил нам ничего, что не приносило бы какой-либо вред нам самим, нашим семьям или обществу в целом, и не вменил нам в обязанность ничего, от чего нет нам, нашим семьям или обществу пользы.
Возложение обязанности соблюдать пост включает в себя много мудрости и пользы для нас.1. Соблюдение поста пробуждает сердце мусульманина и способствует поминанию Аллаха. Например, голод и половое влечение во время поста напоминают нам об Аллахе, который запретил удовлетворение этих потребностей. При этом постящийся вспоминает о величии Всевышнего. Поминание же Аллаха – это основа счастья в обоих мирах.
2. Месяц Рамазан – это месяц, который следует наполнить поклонением Всевышнему и добрыми деяниями. Если наслаждаться едой и есть досыта, то невозможно заполнить этот высокочтимый месяц поклонением Аллаху и богоугодными делами. Соблюдение же поста способствует этому. Именно поэтому в хадисе говорится: «У каждой вещи есть свои врата, врата же поклонения Аллаху – это соблюдение поста» (Ибну-ль-Мубарак). Поэтому в месяце Рамазан все чувствуют особую легкость поклонения Аллаху. Пост придает бодрость телу, ясность мыслям и силу для поклонения Всевышнему.
3. Соблюдение поста помогает уберечь от грехов глаза, язык, уши, руки, ноги и другие органы. О том, что соблюдение поста способствует совершению добрых деяний и отдалению от греховного, говорится и в Коране (смысл): «О уверовавшие! Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас, дабы вы, страшась гнева Аллаха и Его наказания, выполняли предписанное и остерегались запретного» (Сура 2, аят 183).
4. Соблюдение поста улучшает здоровье. В хадисе говорится: «Соблюдайте пост – это улучшит ваше здоровье» (Табарани). Современная медицина подтвердила лечебное воздействие голодания. Ныне функционирует множество клиник, в которых лечат голоданием. А тем, кому голодание противопоказано, Ислам разрешает не соблюдать пост в период болезни и возмещать пропущенные дни после выздоровления.
5. У того, кто ест много и у кого желудок постоянно полон, черствеет сердце и ухудшается нрав. А это порождает склонность к заблуждению, притеснению других (зулму), дурное поведение и т. д. Соблюдение же поста есть профилактика всего этого.
6. Кто сыт постоянно, тот не ведает о голоде, а кто не ведает о голоде, тот не поймет состояние голодных. Чувство голода во время поста способствует пониманию неимущих, порождает милосердие к бедным и нуждающимся и подводит человека к оказанию по-мощи им. Помощь состоятельного мусульманина вызывает чувство благодарности со стороны бедных, – все это улучшает отношения между мусульманами и сплачивает их.
7. Самым большим несчастьем для человека является попадание в зависимость от желаний и страстей собственного нафса. Пост оберегает человека от такой зависимости. Пост порождает в человеке терпение, а в сердце – упование на Аллаха и твердость духа. Поэтому Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Месяц Рамазан – это месяц терпения».
Желания и страсти нафса являются самым сильным оружием шайтана, стремящегося ввести человека в заблуждение. Пост нейтрализует это оружие. Поэтому Пророк (мир ему и благословение!) сказал: «Когда наступает месяц Рамазан, шайтана сковывают в кандалы». Это достоверный хадис, который приводят Бухари и Муслим. Это означает, что в месяце Рамазан шайтанам труднее сбивать людей с истинного пути из-за соблюдения ими поста. Тех же, кто не соблюдает пост в месяце Рамазан, шайтан еще больше вводит в заблуждение.
Какова же ценность поста для жизни вечной?Пост – это поклонение Аллаху, которое Он сделал высокоценным. Пост – это щит, оберегающий мусульманина от огня Ада. Запах, исходящий изо рта постящегося, приятнее для Аллаха, чем запах миска. Две радости ожидают того, кто соблюдает пост: радость разговенья и радость встречи с Аллахом. Вознаграждение за другие благие деяния, кроме поста, увеличивается от десяти до семисот раз, а вознаграждению за соблюдение поста нет предела. Всевышний говорит: «Тому, кто соблюдает пост, отказывается ради Меня от еды, питья и удовольствий, Я воздам за это великую награду». В День Суда, когда благие деяния тех, кто нанес кому-либо вред, передадут притесненному в качестве возмещения, воздаяние за пост не передадут никому, ибо Аллах Сам возмещает в этом случае, да так, чтобы обиженный остался довольным. У Рая есть врата с названием «Райян», через которые проходят только те, кто соблюдал пост, тем же, кто прошел через эти врата, обещана встреча с Аллахом и возможность увидеть Его.
Пост – это крепость, защищающая человека от Ада. В День Суда пост ходатайствует (шафаат) за того, кто постился. Кто постится ради довольства Аллаха, тот отдаляется от Ада на такое расстояние, какое пролетает ворона за всю свою жизнь. С воздаянием, которое получает человек за один пост, не сравнится даже золото, которым напол¬нена вся земля. Того, кто испытал жажду, постясь в жаркий день, в День Суда, когда всех охватит сильная жажда, Аллах напоит водой из озера Хавз. Пост очищает человека. Пост – это половина терпения (сабру). Того, кто постился, Аллах отправляет в Рай. Того, кто соблюдал пост на пути Аллаха, Он отдаляет от Ада на путь длиной в семьдесят лет [пешего хода], и возводит между ним и Адом ров такой ширины, каково расстояние между небом и землей. Мольба постящегося не отвергается. Если поститься в месяце Рамазан с верой в Аллаха, думая о воздаянии, или если вставать ночью для поклонения, то прощаются все предыдущие грехи. Даже рыбы в воде просят о прощении грехов тем, кто постится в месяце Рамазан. Для них Аллах каждый день украшает Рай.
В месяце Рамазан отворяются врата Рая и закрываются врата Ада, тысячи людей освобождаются из Ада. В первую ночь Рамазана Аллах взирает с милостью на тех, кто соблюдает пост, а тех, кого Он окинул взором милости, не подвергают мучениям. Каждую ночь Рамазана ангелы просят о прощении грехов постящимся. Тому, кто совершает намаз ночью в месяце Рамазан, Аллах записывает эти старания как пятьсот благих деяний – по числу земных поклонов; ему Аллах также возводит дворец из яхонта в Раю.
Месяц Рамазан – это месяц великой благодати; воздаяние за поклонение только в одну ночь Лайлат уль-Кадр, которая содержится в этом месяце, превышает воздаяние за поклонение в течение тысячи месяцев. Это месяц, в котором соблюдение поста днем является обязательным, поклонение по ночам – особо ценной сунной.
Рамазан – это месяц проявления терпения, а воздаяние за терпение – Рай. Это месяц оказания помощи друг другу, месяц оказания милости бедным, месяц расширения благ правоверным. Кто даст на разговенье какую-либо пищу одному человеку, который соблюдал пост (хоть один финик, хоть глоток воды!) – тому прощаются грехи и его освобождают от Ада, ему также записывают такое воздаяние, какое получит постившийся.
Начало месяца Рамазан – это милость, середина – прощение грехов, а конец – освобождение от огня Ада.
В этом месяце следует усердствовать в совершении четырех деяний. Это свидетельствование о единственности Бога (то есть убежденное произнесение «Ла илаха илла ллах»), мольба о прощении грехов, мольба о наделении Раем и мольба о защите от Ада. Рамазан – это лучший месяц для правоверных и худший месяц для лицемеров (мунафиков). Каждую ночь этого месяца ангел возвещает: «О стремящийся к благому, старайся в совершении благого! О творящий дурное, прекрати творить дурное!»
В этом месяце нисходят милости Аллаха и прощаются ошибки и погрешности. Каждую ночь Рамазана по велению Аллаха ангел возвещает: «Нет ли просящего, чтобы дать ему? Нет ли кающегося, чтобы принять его просьбу? Нет ли молящего о прощении грехов, чтобы простить его?» Но не прощаются грехи тем, кто постоянно пьет, пре¬рывает родственные узы и враждует с людьми, до тех пор, они не покаются.
Еще много ценностей заключает в себе соблюдение поста в месяц Рамазан. (Все приведенные сведения о ценности поста и месяца Рамазан взяты из книги достоверных хадисов аль-Хафиза аль-Мунзари «Ат-таргиб ват-тархиб», том 2, стр. 5–26).
Кто пропустит один пост в месяце Рамазан без уважительной по Шариату причины, тот не наверстает упущенное, даже если всю жизнь будет соблюдать пост. Об этом говорится в хадисе.
Всевышний показал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) людей, подвешенных на гвоздях, забитых в пятки, рты у них были порваны, и они истекали кровью. Он спросил Архангела Джибрила: «Кто эти люди?» Тот ответил: «Это те, кто разговлялись раньше времени». Такое же наказание ждет и тех, кто не соблюдает пост без уважительной по Шариату причины.
Адабы постаЧтобы получить совершенное воздаяние за пост, необходимо соблюдать и его адабы. Приведем некоторые из них:
Глаза следует оберегать от взирания на запретное: на чужие ошибки, на чужих женщин, на все дурное, что показывают по телевизору, на красоты этого мира; уши – от слушания запретного: лжи, хулы, клеветы, музыки, лишних разговоров; язык – ото лжи, хулы, клеветы, лишних разговоров; желудок – от употребления запретного; руки – от прикасания к запретному; ноги – от хождения по запретным местам; нос – от вдыхания ароматов. Не следует ругаться, спорить, драться, даже если вас кто-то провоцирует на это, скажите вежливо, что соблюдаете пост и не хотите спорить. Соблюдая пост, поминайте Аллаха, просите у Него, чаще читайте Коран, салават Пророку (мир ему и благословение), раздавайте милостыню, помогайте братьям по вере, радуйте их, улучшайте отношения с домочадцами.
Посещайте регулярно мечети для совершения обязательных намазов и намазов-таравих, разговляйтесь сразу после наступления срока, до совершения вечернего намаза, старайтесь открывать пост финиками, а если нет фиников, то водой, если и воды нет, то чем-либо сладким. После открытия поста обращайтесь к Аллаху с мольбами, ибо это период, когда принимается мольба. Перед рассветом вставайте, чтобы поесть, постарайтесь растянуть этот прием пищи до начала времени поста, то есть прекратите прием пищи незадолго (за 15–20 минут) до начала времени предрассветного намаза. Не отягощайте тело излишней едой ни перед рассветом, ни при разговении, ибо это мешает поклонению Аллаху. Проведите время между вечерним и ночным намазами в поклонении. Старайтесь вставать ночью и совершать намазы, обращаться к Аллаху с мольбами. Старайтесь совершить побольше других благих деяний. Не давайте себе увлекаться радостями этого мира: весельем, шутками, юмором, другими развлечениями. Побуждайте ко всему этому жен и детей своих, других близких людей.
Месяц Рамазан – это месяц, в котором следует усердствовать в поклонении, особенно в последние его десять дней, проводя время в мечети в итикафе, а ночи – в бдении. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в последние десять дней Рамазана убирал постель и проводил время в мечети в итикафе, поклоняясь Аллаху, а также велел своему семейству проявлять старание в поклонении.
Поскольку одна из последних десяти ночей является ночью Лайлат уль-Кадр, а за поклонение в эту ночь воздается как за поклонение в течение тысячи месяцев, нам также следует как можно больше молиться в последние десять дней и ночей.
Если говорить коротко, дорогие братья и сестры: кто стремится к совершению благих дел, как об этом говорится в Коране и хадисах, тот пусть старается в этом месяце, а кто творит дурное – пусть прекращает делать это!
О главной цели предписания поста говорится в следующем хадисе, приводимом Бухари и Муслимом: «Кто бы ни постился, не воздерживаясь от дурных, запретных речей и не прекращая запретных деяний, то Аллах не нуждается в его отказе от пищи и питья».
В хадисе, приводимом Хакимом, сказано: «Сколько тех, кто соблюдает пост, не получая от него никакой пользы, кроме голода и жажды!».
Дорогие братья и сестры! Поскольку поклонение, совершенное без знания, не принимается, спрашивайте у алимов и читайте в книгах об обязанностях (аркан), условиях (шурут), суннатах и адабах поста, а также о том, что нарушает пост.
Да поможет Аллах всем мусульманам соблюдать пост и провести месяц Рамазан так, чтобы были довольны Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение)! Амин!